УМК «Литературное чтение»

  • Автор: Лазарева В. А.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 классы
Автор программы: В.А. Лазарева

    Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

    Задачи:
- изучение основ литературы;
- практика анализа художественных текстов;
- опыт самостоятельной творческой деятельности.

    Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.

    С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах. С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих общечеловеческим нравственным образцам.

    В УМК «Литературное чтение» входят учебники для 1-4 классов с электронным приложением (авт. В.А. Лазарева), хрестоматии к учебникам для 1-4 классов (авт.-сост. В.А. Лазарева), мультимедийное приложение «Проверь себя» (1 класс), методические рекомендации для учителя к учебникам 1-4 классов.

Учебники

    В учебниках читатели знакомятся с особенностями изображения действительности в художественных произведениях. Материалом для такого знакомства служат фольклорные и авторские произведения, оригинальные и переводные. Система заданий и упражнений к текстам направлена на совершенствование навыков чтения, на расширение словарного запаса и развитие творческих способностей детей. Каждая глава заканчивается рубрикой «Проверь себя». В конце учебников находится словарь. Все учебники курса обеспечены электронным приложением.

 

Электронные приложения

 

Пособия для учащихся

    В дополнение к учебникам для 1-4 классов разработаны хрестоматии по литературному чтению (авт.-сост. В.А. Лазарева). В них представлены произведения детских писателей о дружбе, семье и отношениях в ней, родителях и детях, о природе и животных.

         

    Большое внимание уделено нравственной тематике. Книги структурно и по проблематике продолжают работу, начатую в учебниках, и расширяют круг чтения учащихся. Хрестоматии соответствуют возрасту учащихся и могут быть использованы при работе по любым другим учебникам литературы, а также для домашнего чтения.

    Мультимедийные материалы «Проверь себя» (1 класс) представляют собой программу для установки на компьютер, которая предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также может использоваться в школе на уроках и во внеурочной деятельности.

    Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся:
– дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать;
– соответствие оформления текста требованиям СанПиН;
– ограничение по времени – продолжительность работы ребенка не более 15 минут.

 

Пособия для учителя

    Методическое обеспечение курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой включает: методические рекомендации, методическое пособие «Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы», конспекты уроков к учебнику 3 класса (автор А.И. Вороговская).

       

    В методических рекомендациях к учебникам 1-4 классов указываются пути подхода к анализу изучаемых художественных произведений, рассматриваются главные направления аналитической деятельности учащихся, даны вопросы к текстам, приведены разнообразные виды самостоятельных и творческих работ школьников. Кроме того, раскрывается концепция и структура учебника. В рекомендации включены: программа по литературному чтению, авторский вариант тематического планирования, подробные пояснения к урокам, дополнительные методические и литературоведческие материалы для учителя.

     

    Методическое пособие «Пути и способы анализа художественного текста» имеет четкую практическую направленность. В книге в помощь учителю приводятся: разбор основных литературоведческих терминов; примеры анализа художественных текстов (эпических, лирических, драматических) и описание отдельных приемов и методов работы с литературными произведениями; рекомендации по выбору пути анализа (в каких случаях те или иные приемы окажутся наиболее эффективными). Отдельная глава посвящена нравственному воспитанию современных школьников. Каждая из семи глав завершается заданиями практикума: «проверьте себя», «сравните свой ответ с мнением автора», «сделайте выводы».

    Пособие «Конспекты уроков к учебнику «Литературное чтение», 3 класс» (в 2 ч.) поможет учителю лучше подготовиться к проведению уроков по литературному чтению в 3 классе. С его помощью педагог получит возможность полностью раскрыть идеи и замыслы автора учебника, направленные на воспитание у младших школьников любви к литературе, высоких нравственных качеств, формирование теоретических знаний по предмету. В книге представлены подробные разработки уроков, дополнительные материалы для учителя, методические рекомендации по изучению тем, проведению контрольных работ и реализации проектов, предусмотренных учебником; приведены примеры выполненных учащимися творческих работ.

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?