Главная  /  УМК  / Программы / Программа. Русский язык 6 класс

Программа. Русский язык 6 класс

Автор: Нечаева Н. В.


ПРОГРАММА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА

(170 часов, 5 часов в неделю)

1. Речевая деятельность

Язык, речь.
Углубление, систематизация на новом материале изученного ранее о взаимосвязи: язык - речь.
Индивидуальность речи. Зависимость ее особенностей от возраста, культуры, образования человека, от исторического времени.
Стили речи. Расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей. В качестве основного выступает научный (учебный, научно-популярный) стиль.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Исследование функций различных частей речи в текстах разных стилей.
Особенности использования внеязыковых средств в условиях устного общения при сравнении разговорного и книжного стилей речи.
Монолог (рассказ о фильме, ответ на уроке). План ответа, выступления. Диалог (обмен мнениями на бытовые темы и во время научной дискуссии; научный спор). Логика доказательства (тезис, доводы, заключение или демонстрация).
Развитие мысли в тексте: параллельный и цепной способы связи. Повтор как стилистический прием, неоправданный повтор. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Редактирование.
Тема, план научной статьи. Творческие работы на научные темы по содержанию изучаемых предметов. Цитирование. Комментирование анализируемого текста. Оформление цитат.
Лексика. Термины и профессиональные слова, сфера их употребления. Антонимичные термины. Паронимы. Слова ограниченного употребления, литературно-книжные слова в сравнении с разговорно-бытовыми, фразеология (устойчивые сочетания). Иноязычная лексика (заимствования - научные и технические термины). Неологизмы. Синонимия, антонимия, омонимия, характерные для изучаемых частей речи.
Расширение опыта работы со словарями.

2. Система языка

Синтаксис и пунктуация.
Группа подлежащего, группа сказуемого. Грамматическая сочетаемость слов. Формы слов. Служебные части речи. Интонация. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия.
Утвердительные и отрицательные предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения: частицы, междометия, обращения (обобщение изученного) вводные слова, обороты, предложения. Их роль в речи. Знаки препинания при выделении вводных слов, оборотов, предложений.
Расширение представления о разных способах выражения подлежащего и сказуемого.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Виды словосочетаний по способу выделения главного слова и по способу связи слов. Свободные и несвободные словосочетания.
Второстепенные члены предложения, их разряды. Представление о способах выражения второстепенных членов предложения.
Определения согласованные и несогласованные. Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Виды (разряды) обстоятельств. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Морфология. Орфография. Именные части речи и глагол. Части речи склоняемые, спрягаемые и неизменяемые.
Имя существительное. Роль в предложении. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Правописание сложносокращенных слов и сложных слов с пол-, полу-. Правильное согласование со сложносокращенными словами прилагательных и глаголов прошедшего времени. Случаи заключения в кавычки имен собственных. Слитное и раздельное правописание не с именами существительными.
Имя прилагательное. Роль в предложении. Степени сравнения прилагательных. Отглагольные прилагательные. Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных. Слитное и раздельное правописание не с прилагательными.
Имя числительное. Роль в предложении. Количественные и порядковые числительные. Простые, сложные, составные числительные. Особенности склонения и правописания. Правила согласования числительных и их управления. Слитное и раздельное написание числительных. Ь в середине и на конце числительных (обобщение).
Глагол. Роль в предложении. Залог и переходность глагола. Наклонение глагола. Правописание -ете, -ите в повелительном наклонении. Ь в глаголах повелительного наклонения. Нулевой суффикс и нулевое окончание в формах повелительного наклонения. Правописание частицы бы в условном наклонении глагола. Уместное использование в речи интонационных и лексических средств при выражении побуждения к действию. Неполнознаменательные глаголы: модальные, вспомогательные, глагол-связка. Безличные глаголы. Правописание не с глаголами.
Причастие. Соотносительность причастий с прилагательными и глаголами. Роль в предложении. Причастный оборот. Образование причастий. Морфологические признаки причастия: вид, залог, время, род, число, падеж. Правописание суффиксов причастий. Причастия полные и краткие. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: и и нн, слитное и раздельное написание не. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правильное построение предложений с причастным оборотом. Наблюдение за использованием причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей.
Наречие. Роль в предложении. Соотносительность наречия с глаголом. Группы по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е. Правописание н и нн в наречиях на -о, -е. Дефисное, раздельное написание наречий.
Деепричастие. Соотносительность деепричастий с глаголами и наречиями. Роль в предложении. Образование деепричастий. Морфологические признаки деепричастия: неизменяемость, вид. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наблюдение за использованием деепричастий и деепричастных оборотов в речи разных стилей. Правописание с не.
Роль в речи служебных частей речи и междометий.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Интонация как явление речи. Логическое ударение. Членение предложения (текста) паузами. Интонация вопроса, восклицания, обращения, выделения, перечисления; выражения чувств: радости, огорчения и т.д.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Свободное, разноместное. Второстепенное, или побочное, ударение. Особенности произношения иноязычных слов, аббревиатур и профессионализмов.
Отношения между звуком, фонемой и буквой. Фонематический принцип русской орфографии. Алгоритм проверки орфограмм, подчиняющихся фонематическому принципу. Фонетический, морфологический, символический и традиционный принципы письма.

Основные требования к подготовке учащихся к концу 6 класса
Ученики должны иметь общее представление:
• о разных способах выражения подлежащего и сказуемого;
• разных способах выражения второстепенных членов предложения;
• правилах оформления цитат;
• роли в речи изучаемых частей речи;
• выделении причастного оборота;
• правописании не с разными частями речи;
• дефисном и раздельном написании наречий;
• правописании суффиксов в причастиях.

Ученики должны знать:
• признаки стилей речи (в рамках изученного);
• структурные части научного доказательства;
• роль в речи вводных слов и оборотов;
• лексические группы слов (в рамках изученного);
• признаки односоставных предложений - назывных и сказуемостных (без дифференциации последних);
• разряды второстепенных членов предложения;
• признаки согласованного и несогласованного определения;
в виды обстоятельств;
• изученные части речи и их грамматические признаки;
• соотносительность наречий с глаголами, причастий с прилагательными и глаголами, деепричастий с наречиями и глаголами.

Ученики должны уметь:
• в учебных текстах выделять понятия и определения, делать выводы о функциях наблюдаемых языковых фактов;
• воспроизводить научные определения изучаемых понятий, сохраняя их структуру и общий смысл, пользуясь синонимичными средствами его выражения;
• создавать собственное письменное высказывание: рассуждения учебно-научного стиля, характеристику человеку с описанием его состояния, отзывы о кинофильме, лингвистические миниатюры;
• производить синтаксический разбор предложения;
• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с вводным словом или оборотом, с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;
• производить морфологический и морфемный анализ слов;
• производить фонетический анализ слова;
• применять правила о раздельном, слитном и дефисном правописании местоимений, о правописании корней с чередующимися гласными;
• безошибочно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами.
Кроме того, учащимся, обучающимся по системе общего развития, предоставляется возможность  получить общее представление:
- о взаимосвязи средств языка и речи;
- индивидуальных различиях речи;
- функциях различных частей речи в текстах разных стилей (в рамках изученного);
- правилах монолога и диалога, о логике доказательства;
- способах связей предложений в тексте;
знать:
- особенности использования внеязыковых средств в условиях устного общения при сравнении разговорного и книжного стилей речи;
- цитирование как компонент научного текста;
овладеть умениями:
- устранять в тексте, в предложении речевую недостаточность и речевую избыточность;
- определять тему научной статьи, составлять ее план;
- писать творческие работы на научные темы по содержанию изучаемых предметов;
- выполнять стилистический анализ текста (в пределах изученного).

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь
Интернет-магазин

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?