Окружающий мир Распечатать

Как прекрасен этот мир, посмотри...
Окружающий мир. Авторы курса Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Авторы формулируют основную цель изучения курса окружающего мира так: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере соответствует именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.
Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе.
Знакомство с курсом окружающего мира дети начинают с макрообъектов (1). Они узнают, как называется планета, на которой они живут, каков ее "адрес". Сведения об особенностях движения Земли в космическом пространстве объясняют первоклассникам, почему на Земле происходит чередование времен года, сменяются день и ночь, существуют разные природные зоны. Постепенно знания о неживой природе дополняются сведениями о многообразии жизненных форм организмов. И дети делают важное открытие, что жизнь - это уникальное природное явление, она неповторима и хрупка! Ученики начинают понимать, что в мире все взаимосвязано и подчинено общим законам развития природы и общества. Школьники познают многоуровневую организацию окружающего их мира и одновременно постигают значимость своего внутреннего мира.


Приходит осознание, что ум, память, воля, чувства, различные умения, поступки, здоровье - это личное достояние и богатство человека, которые помогают ему жить и познавать окружающий мир.
Содержание учебного комплекта пронизано идеей изменчивости окружающего мира.
В природе, обществе и в самом человеке постоянно происходят изменения. Изучая учебники страницу за страницей, ребенок приходит к открытию, что изменения, или развитие, присущи как живой, так и неживой природе и являются главным свойством существования нашего мироздания.
На уроках дети узнают, что ничего в мире не происходит случайно, у любого события или явления есть причина его возникновения, логика исторического развития присуща миру природы и человеческому обществу. Работая с материалами учебника, школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, пытаются прогнозировать развитие событий (2).


Учебники вовлекают ребенка в мир географических и научных открытий (3). Удивление, радость, осознание опасности - вот то, что испытывает первооткрыватель новых земель. Эти же чувства передаются юному читателю. Эмоциональная сопричастность радости открытия нового позволяет ученику легко запомнить изучаемый материал.

 

В путешествиях по страницам учебников ребенка сопровождает лента времени (4). Она помогает понять, как события расположены относительно друг друга во времени.

Использование многообразных форм вербальной (словесной) и графической (знаковой) информации (5) позволяет активно включаться в учебную деятельность детям с различным типом мышления. Формированию понятийного аппарата ребенка способствует использование в учебниках фрагментов научно-популярных текстов, рассказов, сказок, загадок, пословиц, поговорок.


Разнообразны по форме графические источники информации, используемые в учебниках: рисунки, схемы, репродукции картин, географические карты, простейшие диаграммы, таблицы. Они создают основу для развития информационной компетентности школьников.
Иллюстрации учебников стимулируют поиск дополнительной информации в различных источниках и способствуют интеграции межпредметных связей. Они помогают ученикам осваивать такие сложные общеучебные умения, как классификация и обобщение изучаемых объектов.
При изучении курса "Окружающий мир" особое внимание уделяется организации самостоятельной практической деятельности - индивидуальной или групповой (6). Вопросы и задания учебных пособий формируют анализирующее наблюдение, ребенок учится соотносить полученные знания со своим жизненным опытом, приводить примеры и делать выводы.

Большое внимание в учебном комплекте уделяется привитию норм здорового образа жизни и освоению правил безопасного поведения (7) в природе, транспорте и дома.
Курс "Окружающий мир" способствует формированию у школьников младших классов естественно-научного мировоззрения и активной гражданской позиции.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
1 класс
Тема: Живая природа. Животные.
Цель урока: Сформировать представление о многообразии животного мира. Методические пояснения к уроку: На данном уроке следует обратить внимание на понятия: "живая природа" и образующие ее основные группы "растения" и "животные". Задача учителя – вывести учеников на уровень самостоятельной классификации объектов живой природы.
Фрагмент урока

Дети работают с иллюстрацией учебника на стр. 20.
Учитель: Ребята, какие организмы вы видите на рисунке? На какие две группы их можно разделить?
Дети: На группы растений и животных.
Дети называют, группируют и объясняют принадлежность объектов живой природы к систематическим группам.
Учитель: Докажите, что растения и животные - это живая природа.
Дети называют, а учитель записывает на доске признаки живой природы: размножение, рождение, рост, дыхание, питание, умирание.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру "Отгадай объект живой природы". Я предлагаю Коле загадать любой объект природы, а я буду его отгадывать. Если он захочет, он может прислушаться к вашим советам и изменить свой пример.
Учитель выходит на 15-20 сек., затем возвращается в класс и начинает отгадывать.
Учитель: Это объект живой природы? Дети: Да. Учитель: Это растение?
Дети: Нет.
Учитель: Это дикое животное?
Дети: Нет. Учитель: Я делаю вывод: это домашнее животное.
Дети: Да!
Учитель: Это птица?
Дети: Нет.
Учитель: Это млекопитающее?
Этот вопрос вызывает у детей затруднение.
Дети: Мы не знаем, кто такие млекопитающие!
Учитель: Это животные, которые вскармливают своих детенышей молоком. Другое название млекопитающих - звери.
Дети: Да!
Учитель: У него есть копыта или когти?
Дети: Когти.
Учитель: Вы задумали животное "кошка". (А может быть задумана и "собака".)
Дети: Да.
Учитель рассказывает детям, каким образом через обобщенные слова он подошел к решению загадки. Вместе с детьми выстраивается цепь рассуждений (схема классификации). Теперь учитель загадывает животное, например змею. Но отгадать дети не могут, потому что животное не относится ни к одному из известных им классов животных. В определении признаков неизвестного животного помогут рисунки учебника на странице 21.
Развитие информационной компетентности

Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром. (Л.В. Занков )
Учебный комплект Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова предоставляет учителю возможности для организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, связанной с проведением наблюдений за объектами природы, работой со справочной и научно-популярной литературой.
Пример задания из учебника 2 класса
Узнайте, какие насекомые обитают в вашей местности. Расскажите, что вы знаете о значении насекомых в природе.
Пример задания из учебника 3 класса
Распределитесь на группы. Подберите материал о духовной и материальной культуре древних русичей. Начните оформлять классный альбом об истории культуры России.
Учебный комплект содержит также задания, представляющие собой мини-проекты. Выполняя данный вид работы, ребенок учится моделировать учебную ситуацию, пропуская изучаемый материал через собственный интерес. При этом школьник задействует самые различные источники информации, производит ее классификацию и сопоставление.
Пример задания из учебника 3 класса
Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года для начала похода вы предложили бы? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?


В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВХОДЯТ:
Учебники
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради к учебникам "Окружающий мир". 1, 2, 3, 4 классы

Методические пособия
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу "Окружающий мир". 1–2 классы
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу "Окружающий мир". 3 класс
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу "Окружающий мир". 4 класс

Книги для чтения
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие
Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы
Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в Стране ознобышей
Еремина О.А. Всякому мила родная сторона: Тематический словарь для 4 класса
Еремина О.А. От макушечки до пят: Тематический словарь для 4 класса
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классе