Программа. Информатика, 3 - 4 классы Распечатать

Пояснительная записка к курсу1

Переход к информационному обществу, который совершается в России, характеризуется увеличением сложности окружающего мира и взаимосвязи всех его явлений, колоссальным ростом объема информации, увеличением скорости обновления знаний, появлением новых задач.
Чтобы школа соответствовала тенденциям XXI века, необходимо решить следующие задачи:

1) перейти от репродуктивного обучения к проблемно-исследовательскому. Растить не репродуктора знаний, а «решателя задач», умеющего вычленить задачу из окружающего мира (воспринимая этот мир как целое, невзирая на его формальное деление между школьными дисциплинами), грамотно сформулировать ее, определить оптимальный способ решения, достичь результата и адекватно оценить его;

2) научить учиться (передать ребенку не только определенный объем знаний, умений и навыков, но и технологию получения новых знаний);

3) на основе решения первой и второй задач интенсифицировать обучение (не увеличивать время обучения, а научить за то же время осваивать обобщенные знания и способы деятельности).

Учебники предлагаемой завершенной предметной линии и сопровождающие их учебно-методические материалы направлены на решение этих задач в рамках начальной школы. Для этого традиционная тематика учебников по информатике, нацеленная на освоение ИКТ, была расширена (на уровне, соответствующем возрасту учащихся) элементами логики, системного анализа и ТРИЗ/ТРТВ (теория решения изобретательских задач / теория развития творческого воображения). Таким образом, в учебниках предлагаемой предметной линии соединены информационно-коммуникационные и интеллектуальные технологии работы с информацией.

Представление любого изучаемого объекта в виде системы является эффективным средством познания мира. Учащийся осваивает стандартную схему системного анализа: выделение системы из окружающего мира; определение системного эффекта, главной и вспомогательных функций системы, ее структуры; анализ ее достоинств и недостатков; поиск альтернативных систем, выполняющих ту же главную функцию; их сравнение; поиск способа исправления найденных недостатков и анализ цены, которую придется заплатить за это исправление. Самостоятельное применение этой методики способствует интенсификации образовательной деятельности ученика и позволит ему в будущем самостоятельно знакомиться с любыми новыми системами.

Элементы диалектической логики (ТРИЗовской теории противоречий) воспитывают в ребенке критический взгляд на мир, помогают понять противоречие как основу любого развития, недостатки системы как фактор, определяющий направление ее усовершенствования.
В качестве инструмента научного (экспериментального) познания мира школьникам предлагается методика исследования системы как «черного ящика».

1 Авторские права на программу курса «Информатика» принадлежат издательству «Бином. Лаборатория знаний». Оно же выпускает УМК по данному курсу. Выражаем благодарность издательству «Бином. Лаборатория знаний» за предоставленную возможность публикации.

Кнопка «Скачать» доступна авторизованным пользователям.