Главная  /  Практика работы  / Методические находки / Пути изучения в 3 классе орфограммы «О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Пути изучения в 3 классе орфограммы «О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Автор: Нечаева Н. В.


Наталия Васильевна НЕЧАЕВА, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова, к.п.н., профессор, автор курсов обучения грамоте и русского языка, раскрывает трудности, с которыми могут столкнуться третьеклассники при изучении правописания О, Е после букв шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Вы найдете ответы на вопросы: почему могут возникнуть проблемы при изучении этого правила, как их преодолеть.

 

В соответствии с Программой по русскому языку третьеклассники должны овладеть умением правильно выбирать буквы о, е в окончаниях существительных после шипящих согласных и ц.

Названное правило касается следующих окончаний:
а) творительного падежа: -ом, -ем, -ой, -ей (плечом – пейзажем, отцом – сердцем; свечой – тучей, лапшой – кашей);
б) родительного падежа множественного числа: -ов, -ев (отцов – колодцев, борцов – горцев);
в) именительного падежа единственного числа: -о, -е (плечо – сердце, чудовище).

Следует, однако, иметь в виду, что существительные среднего рода на шипящий или ц (пункт в) единичны.
Правило, в основном, охватывает формы творительного падежа единственного числа существительных 1-го и 2-го склонений (пункт а).
С этими окончаниями прежде всего школьникам и приходится иметь дело в практике письменной речи.
Именно на этих существительных и сконцентрировано внимание в обсуждаемой теме учебника.
Правило о правописании о или е после букв шипящих согласных или ц в окончаниях существительных представляет для школьников особые трудности, вызванные тем, что оно находится в противоречии:
– во-первых, со слоговым принципом русской графики при выборе буквы в ударном окончании;
– во-вторых, с только что изученным общим правилом правописания безударных падежных окончаний, основывающемся на фонематическом принципе русской орфографии, при выборе буквы в безударном окончании.
Поясним сказанное.

Журнал «Практика образования» №1/2010.


Полный текст статьи доступен авторизованным пользователям.

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь
Интернет-магазин

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?