Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Современный и будущий урок в начальной школе: счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей

Современный и будущий урок в начальной школе: счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей

Автор: О.В. Федоскина, к.п.н., методист отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов ИД «Федоров», доцент кафедры психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, автор учебных пособий


    Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем, которых с каждым годом не становится меньше, напротив – количество их растет с огромной скоростью. Мир изменяется, трансформируется, развивается. Куда направлять свои усилия, на что обращать большее внимание, к каким результатам стремиться – это только начало длинного списка вопросов, стоящих перед системой образования, перед школой и, конечно, перед педагогами.

       В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начальная школа актуализировала, внедрила, распространила идеи развивающего обучения, накопленные за годы 60-летней разработки и внедрения в практику работы педагогов систем развивающего обучения ученых-методологов, дидактов Л.В. Занкова, Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова. Проведена колоссальная работа авторами учебных курсов и пособий к ним, методистами, учителями с инновационным и творческим стержнем.

    В начале XXI века модернизировалось и реформировалось содержание всех программ и учебных пособий для начального общего образования, обновились концепции, методики, технологии как ответ на «вызовы» новой эпохи постиндустриального общества. Присвоил ли это педагог, разобрался ли, принял ли сердцем и разумом, освоил и включил в свой опыт? Эти вопросы изучаются и будут изучаться, анализироваться еще длительное время различными специалистами и органами управления системой образования. Но жизнь неумолимо диктует, что нужно опять перестраиваться, нас окутал «цифровой мир» как результат и как процесс эпохи новой экономики, новых технологий и новых отношений. В этой связи продолжают копиться вопросы, возникает много сложностей, ставящих педагога вновь в ситуацию выбора, ситуацию неопределенности, ситуацию изменений. Что нужно изменять, как преподавать в «цифровой» школе? – каждому педагогу нужно с этим разобраться с учетом своих знаний, навыков, компетенций и опыта, с акцентом на современные требования к результатам профессиональной деятельности. Условия для этого создаются. В России разрабатывается система национального учительского роста. Национальный проект «Учитель будущего» закладывает векторы карьерного роста педагога и в вертикальном, и в горизонтальном развитии. Также до 2024 года предполагается 100% открытие центров непрерывного профессионального мастерства с различным уровнем персонифицированных программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, стажировок. Важно чтобы это работало на уровне мотивации учителя и его стремления не только учиться, но и внедрять в практику.

    Вопросы качества современного урока обсуждаются веками в различных направлениях, а в последние годы к дискуссиям специалистов в области образования присоединились не только специалисты органов культуры, здравоохранения, но и родители, политики, журналисты, различные общественные и профессиональные сообщества. Скорее всего, это хорошо, так как создается атмосфера полилога и поиска новых подходов, трансформирующих методики и технологии. Главное при этом – развивать у всех участников трансформаций заинтересованность в результатах. Современный урок в начальной школе многовариантный и многогранный, и проводят его уже не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники, различные узкие специалисты: учителя-дефектологи, психологи, логопеды, и не только педагоги, а библиотекари, сотрудники музеев, актеры театров, спортсмены и даже политики… Этот список можно продолжать и продолжать. И это здорово, так как начинают работать различные модели, в которых ученик получает опыт коммуникаций и «культурных практик» (Н. Крылова), расширяются его горизонты познания мира и себя в этом мире, появляется больше возможностей действовать. Ученик учится быть самостоятельным и активным, постигает сложную науку самообразования, науку быть успешным и счастливым в жизни.

    Подумаем о современном уроке именно вокруг ученика, об уроке, который закладывает не только фундамент будущей успешности, но и имеет непосредственное отношение к интересам живущего сегодня ребенка, человека со своими взглядами, характером, способностями, системой ценностей и выборов.

    Выделим некоторые «точки опоры» современного урока:

• личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
• создание условий для формирования компетенций ребенка (Soft Skills – «мягкие навыки», Hard Skills – «твердые навыки»);
• компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт;
• оценочная деятельность, рефлексия;
• использование образовательных технологий;
• практический, деятельностный подход;
• самостоятельная работа ученика, а не учителя;
• различные коммуникативные практики: пара, группа, команда.

    Одной из главных идей современного урока становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Задача педагога в этом случае – помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Следующий шаг – формирование метакомпетенций и экзистенциальных компетенций учащихся («Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow).

    Перечислим некоторые черты современного и будущего урока:

• проведение урока на основе современных научных достижений, передового педагогического опыта, закономерностей учебного процесса;
• опора на методики гуманных дидактических концепций;
• личностная направленность;
• оптимальное сочетание и системная реализация на уроке дидактических принципов;
• установление межпредметных связей, которые осознаются учащимися;
• связь с ранее усвоенными знаниями, навыками, умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
• актуализация, стимулирование и активизация развития всех сфер личности ученика: мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой, физической, моральной;
• логичность, мотивированность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности учащихся;
• эффективное применение современных дидактических средств;
• тесная связь с жизнью, в первую очередь – с личным опытом ученика; формирование практически необходимых знаний, навыков, умений, эффективной методики учебно-познавательной деятельности;
• формирование мотивации учебно-познавательных действий, понимания смыслов изучения материала с точки зрения решения житейских задач, выбора профессии, выстраивания позитивных отношений с миром, необходимости постоянного самообразования;
• диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;
• направленность каждого урока на «зону ближайшего развития» ученика, ее творческое проектирование и реализация;
• феликсологический характер отношений: воспитание человека через формулу «счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей».

    В нашем современном мире, который имеет аббревиатурное название VUCA, в ситуации вектора движения цивилизации к широкому внедрению роботов, искусственного интеллекта, различных технических устройств образование должно стать человеко-центрированным, умеющим работать с «самоуправляемыми» учащимися, которых, как прогнозируется, будет все больше. И на первых план выходит тематика воспитания счастливого человека, технологии со-ТРУД-ничества, Со-бытиЯ и со-бытийности.

    Изменения будут происходить, но многие из них будут зависеть опять же от учителя. Никто не отменит нашу профессию, она не устареет, изменятся роли. Уже сейчас их множество: учитель-фасилитатор, учитель-тьютор, учитель-наставник, учитель-партнер, учитель-собеседник. Мы, учителя, все так же будем учить, проводить уроки. А вот какие? Думаем, размышляем, учимся изменять себя под ситуацию. Как нам стать примером для детей нового поколения, поколения «Z»? Учащиеся «зеркалят» своего учителя, обретают способности и веру в себя, становятся успешными и счастливыми именно благодаря вдохновляющим, знающим, увлеченным, успешным, счастливым учителям. Ведь изначально слово «учитель» (в религиозном и духовном контексте) – это «хранитель мудрости», помогающий ученикам и наставляющий их в решении жизненных проблем и в поиске смыслов и основы для своей жизни. Как важно современному учителю сохранить и приумножить, не остановиться в реализации сделанного выбора профессии, быть мудрым, развиваться и развивать, учиться и учить.

    Позволим себе закончить цитатой из «Гимна учителям» (Р. Рождественский, А. Заруба), ставшим гимном всероссийского конкурса «Учитель года»:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
И только после этого – стать.
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

 

Версия для печати

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь
Интернет-магазин

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?