Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Современный и будущий урок в начальной школе: счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей

Современный и будущий урок в начальной школе: счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей

Автор: О.В. Федоскина, к.п.н., методист отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов ИД «Федоров», доцент кафедры психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, автор учебных пособий


    Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем, которых с каждым годом не становится меньше, напротив – количество их растет с огромной скоростью. Мир изменяется, трансформируется, развивается. Куда направлять свои усилия, на что обращать большее внимание, к каким результатам стремиться – это только начало длинного списка вопросов, стоящих перед системой образования, перед школой и, конечно, перед педагогами.

       В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начальная школа актуализировала, внедрила, распространила идеи развивающего обучения, накопленные за годы 60-летней разработки и внедрения в практику работы педагогов систем развивающего обучения ученых-методологов, дидактов Л.В. Занкова, Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова. Проведена колоссальная работа авторами учебных курсов и пособий к ним, методистами, учителями с инновационным и творческим стержнем.

    В начале XXI века модернизировалось и реформировалось содержание всех программ и учебных пособий для начального общего образования, обновились концепции, методики, технологии как ответ на «вызовы» новой эпохи постиндустриального общества. Присвоил ли это педагог, разобрался ли, принял ли сердцем и разумом, освоил и включил в свой опыт? Эти вопросы изучаются и будут изучаться, анализироваться еще длительное время различными специалистами и органами управления системой образования. Но жизнь неумолимо диктует, что нужно опять перестраиваться, нас окутал «цифровой мир» как результат и как процесс эпохи новой экономики, новых технологий и новых отношений. В этой связи продолжают копиться вопросы, возникает много сложностей, ставящих педагога вновь в ситуацию выбора, ситуацию неопределенности, ситуацию изменений. Что нужно изменять, как преподавать в «цифровой» школе? – каждому педагогу нужно с этим разобраться с учетом своих знаний, навыков, компетенций и опыта, с акцентом на современные требования к результатам профессиональной деятельности. Условия для этого создаются. В России разрабатывается система национального учительского роста. Национальный проект «Учитель будущего» закладывает векторы карьерного роста педагога и в вертикальном, и в горизонтальном развитии. Также до 2024 года предполагается 100% открытие центров непрерывного профессионального мастерства с различным уровнем персонифицированных программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, стажировок. Важно чтобы это работало на уровне мотивации учителя и его стремления не только учиться, но и внедрять в практику.

    Вопросы качества современного урока обсуждаются веками в различных направлениях, а в последние годы к дискуссиям специалистов в области образования присоединились не только специалисты органов культуры, здравоохранения, но и родители, политики, журналисты, различные общественные и профессиональные сообщества. Скорее всего, это хорошо, так как создается атмосфера полилога и поиска новых подходов, трансформирующих методики и технологии. Главное при этом – развивать у всех участников трансформаций заинтересованность в результатах. Современный урок в начальной школе многовариантный и многогранный, и проводят его уже не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники, различные узкие специалисты: учителя-дефектологи, психологи, логопеды, и не только педагоги, а библиотекари, сотрудники музеев, актеры театров, спортсмены и даже политики… Этот список можно продолжать и продолжать. И это здорово, так как начинают работать различные модели, в которых ученик получает опыт коммуникаций и «культурных практик» (Н. Крылова), расширяются его горизонты познания мира и себя в этом мире, появляется больше возможностей действовать. Ученик учится быть самостоятельным и активным, постигает сложную науку самообразования, науку быть успешным и счастливым в жизни.

    Подумаем о современном уроке именно вокруг ученика, об уроке, который закладывает не только фундамент будущей успешности, но и имеет непосредственное отношение к интересам живущего сегодня ребенка, человека со своими взглядами, характером, способностями, системой ценностей и выборов.

    Выделим некоторые «точки опоры» современного урока:

• личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
• создание условий для формирования компетенций ребенка (Soft Skills – «мягкие навыки», Hard Skills – «твердые навыки»);
• компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт;
• оценочная деятельность, рефлексия;
• использование образовательных технологий;
• практический, деятельностный подход;
• самостоятельная работа ученика, а не учителя;
• различные коммуникативные практики: пара, группа, команда.

    Одной из главных идей современного урока становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Задача педагога в этом случае – помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Следующий шаг – формирование метакомпетенций и экзистенциальных компетенций учащихся («Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow).

    Перечислим некоторые черты современного и будущего урока:

• проведение урока на основе современных научных достижений, передового педагогического опыта, закономерностей учебного процесса;
• опора на методики гуманных дидактических концепций;
• личностная направленность;
• оптимальное сочетание и системная реализация на уроке дидактических принципов;
• установление межпредметных связей, которые осознаются учащимися;
• связь с ранее усвоенными знаниями, навыками, умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
• актуализация, стимулирование и активизация развития всех сфер личности ученика: мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой, физической, моральной;
• логичность, мотивированность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности учащихся;
• эффективное применение современных дидактических средств;
• тесная связь с жизнью, в первую очередь – с личным опытом ученика; формирование практически необходимых знаний, навыков, умений, эффективной методики учебно-познавательной деятельности;
• формирование мотивации учебно-познавательных действий, понимания смыслов изучения материала с точки зрения решения житейских задач, выбора профессии, выстраивания позитивных отношений с миром, необходимости постоянного самообразования;
• диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;
• направленность каждого урока на «зону ближайшего развития» ученика, ее творческое проектирование и реализация;
• феликсологический характер отношений: воспитание человека через формулу «счастливый учитель – счастливый ученик у счастливых родителей».

    В нашем современном мире, который имеет аббревиатурное название VUCA, в ситуации вектора движения цивилизации к широкому внедрению роботов, искусственного интеллекта, различных технических устройств образование должно стать человеко-центрированным, умеющим работать с «самоуправляемыми» учащимися, которых, как прогнозируется, будет все больше. И на первых план выходит тематика воспитания счастливого человека, технологии со-ТРУД-ничества, Со-бытиЯ и со-бытийности.

    Изменения будут происходить, но многие из них будут зависеть опять же от учителя. Никто не отменит нашу профессию, она не устареет, изменятся роли. Уже сейчас их множество: учитель-фасилитатор, учитель-тьютор, учитель-наставник, учитель-партнер, учитель-собеседник. Мы, учителя, все так же будем учить, проводить уроки. А вот какие? Думаем, размышляем, учимся изменять себя под ситуацию. Как нам стать примером для детей нового поколения, поколения «Z»? Учащиеся «зеркалят» своего учителя, обретают способности и веру в себя, становятся успешными и счастливыми именно благодаря вдохновляющим, знающим, увлеченным, успешным, счастливым учителям. Ведь изначально слово «учитель» (в религиозном и духовном контексте) – это «хранитель мудрости», помогающий ученикам и наставляющий их в решении жизненных проблем и в поиске смыслов и основы для своей жизни. Как важно современному учителю сохранить и приумножить, не остановиться в реализации сделанного выбора профессии, быть мудрым, развиваться и развивать, учиться и учить.

    Позволим себе закончить цитатой из «Гимна учителям» (Р. Рождественский, А. Заруба), ставшим гимном всероссийского конкурса «Учитель года»:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
И только после этого – стать.
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

 

Версия для печати

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?