Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Проект «Театр кукол»

Проект «Театр кукол»


Автор работы: Болотских Е.В., учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1200 г. Москва.
Куратор работы: Цирулик Н.А., автор учебника «Технология. Умные руки» 1 класс

 

«Театр – волшебный край!» – воскликнул А.С. Пушкин.

    В начале учебного года ребята познакомились со спектаклями Театра кукол
им. С.В. Образцова «По щучьему велению», «Дюймовочка», «Волшебная лампа Алладина». Посетив музей-квартиру С.В. Образцова, музей театра, мы глубже окунулись в это великое искусство – театр. 

    

    Ребята 1 класса стали делать театральные постановки. Но кукол мало. Вот тогда и пришла мысль сделать куклы своими руками на кружковых занятиях «Рукоделие». Приближался Международный женский день. Для поздравления ребята решили поставить спектакль «Колобок». Как будут выглядеть куклы для спектакля, мы еще не знали. 

1 занятие

    На кружковое занятие к нам пришла Ирина Вениаминовна, бабушка ученицы 1 класса. Она увлекается изготовлением кукол. Показывая свою коллекцию, гостья особо обратила внимание на Колобка, тростевую куклу, которую можно использовать в спектаклях. Ирина Вениаминовна показала возможные движения тростевой куклы.

    Вспоминая экскурсии в музей-квартиру, в музей Театра кукол им. С.В. Образцова, ребята отметили, что управлять перчаточными куклами интереснее. Движение пальцев, кистей рук помогают двигать голову, руки, туловище персонажа, как, например, двигал куклу Тяпу С.В. Образцов.

    Итак, было решено сделать для спектакля «Колобок» перчаточные куклы. А для этого надо уметь шить. За помощью обратились к учебнику для 1 класса «Технология. Умные руки» (авторы Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова). На стр. 41 учебника показаны швы «вперёд иголку», «вперёд иголку с перевивом». На стр. 40 написаны рекомендации по разметке стежков на ткани. Взяв заранее подготовленные лоскутки ткани, линейку, карандаш, ученики нанесли на ткань разметку для стежков. Начали выполнять швы «вперёд иголку», «вперёд иголку с перевивом».

    В классе есть ребята, которые уже умеют шить. Они стали помощниками на наших занятиях.

    Дома было предложено продолжить работу по освоению навыка выполнения швов. Для следующего занятия решили определить, кто какие куклы будет шить для спектакля, назначили ответственного за это человека.

    На следующее занятие необходимо принести ткань, подходящую для пошива головы и туловища куклы. Ткань должна быть хлопчатобумажной и тонкой. Это облегчит работу. Для каждой детали нужно по два куска ткани одинакового размера. Для аккуратного выполнения работы ткань и нитки должны быть одинакового цвета.

    С помощью взрослых предлагается найти в Интернете или сделать собственную выкройку для куклы. Она должна полностью помещаться на приготовленной для нее ткани.

2 занятие

    В начале занятия ребята показали швы, которые выполняли дома.

    Анжелина Н. отметила, что разметку стежков надо делать тщательнее, иначе соединительные швы будут расходиться.
    Кристина Ш. обратила внимание на то, что шов «вперёд иголку» лучше использовать для соединения деталей изделия, а шов «вперёд иголку с перевивом» – для украшения.

    Ева А. показала выкройку из Интернета для изготовления фигуры деда. Для головы она принесла белую ткань, для туловища – зеленую. Так кукла будет выглядеть симпатичнее.

    Ребята взяли ткань. Для туловища необходимо два куска одинакового размера и цвета. Наложили лоскуты один на другой лицевой стороной. Обрисовали выкройку карандашом.

    Учитель обратил внимание на рекомендации Цирулик Н.А. на стр. 44, объясняя, что если не отступать от края ткани 1 см до шва, то детали будут расходиться в стороны и куклы порвутся.

    Юра С. решил использовать для соединения деталей туловища шов «через край», который он научился шить с мамой.
    Дома было предложено закончить работу по изготовлению туловища. Вывернув работу на лицевую часть, проверить качество выполнения соединительного шва.

    Учитель обратил внимание ребят на стр. 43 учебника «Технология. Умные руки». Используя пуговицы, можно оформить лицо сказочных героев, украсить их костюмы. Предлагалось подумать, как будет выглядеть лицо куклы. На следующее занятие необходимо принести материал для изготовления головы куклы: ткань, пуговицы, нитки, синтепон для набивки. 

3 занятие

    Через неделю ребята принесли сшитые ими туловища кукол.

    Аня С. показала туловище лисы. Швы для скрепления деталей она сделала редко. Вывернув ткань на лицевую сторону, она увидела расходящиеся в разные стороны детали. Чтобы исправить ошибку, Аня сделала шов повторно по разметке. Теперь шов держался крепко. Аня отметила, что шов «вперёд иголку» напоминает ей машинный шов.

    Юра С. показал сшитую им часть куклы – туловище волка. В работе он использовал шов «через край». При выворачивании детали на лицевую сторону он увидел, что стежки тоже вывернулись. Работа стала выглядеть некрасиво. В отдельных местах Юра повторил сшивание деталей туловища швом «вперёд иголку».

    На занятие ребята принесли ткань, предназначенную для изготовления головы. Сложили ее в два слоя, сделав разметку по выкройке, вырезали деталь головы куклы. При вырезании не забыли о прибавке 1 см на швы. На лицевой стороне головы ребята отметили место, где будут находиться глаза и рот.

    Обратившись еще раз к стр. 42 учебника «Технология. Умные руки», ребята потренировались пришивать пуговицы на бросовом материале. Трудным моментом оказалось завязывание узелка. Анжелина Н. рассказала ребятам о втором способе завязывания узелка при пришивании пуговицы: если несколько раз обмотать нитку вокруг пуговицы с лицевой стороны, то пуговица будет очень крепко держаться.

    Используя навыки пришивания пуговиц, ребята начали пришивать пуговицы на лице куклы, изображая глаза и рот.

    Наложив лицевой стороной друг на друга две детали головы куклы, а затем сделав разметку стежка, ребята начали сшивать голову и набивать ее синтепоном.

    Дома предлагалось до конца оформить голову куклы, продумать украшение изделия швом «вперёд иголку с перевивом, как показано на стр.45 учебника «Технология. Умные руки». 

4 занятие

    На заключительном занятии учащиеся продемонстрировали туловище и голову своих кукол.

    Анжелина Н. аккуратно пришила уши к голове, хвост к туловищу лисы.

    Юра С., взяв слишком сложную заготовку для изображения волка, попросил помощи у девочек, которые хорошо шили. Совместными усилиями ребята смогли сшить голову волка.

    Ева А. украсила голову куклы старика нитками, которые изображали волосы. Нос она сделала из ткани, приклеив его клеем Момент.

    Каждый при оформлении куклы старался воплотить свою фантазию и применить изобретательность, разнообразив тем самым свои изделия.

    На заключительном занятии ребятам надо было соединить голову и туловище куклы. Это непростая работа. Выполнить ее без помощи соседа трудно.

    Учащиеся вывернули деталь туловища на изнаночную сторону. Надели деталь туловища и головы так, что место разреза для головы куклы совпало с местом пришивания данных деталей. Один человек крепко держал детали, другой делал наметывающий шов. Только после этого ребята, повторяя наметывающий шов еще раз, крепко сшили детали головы и туловища куклы воедино.

     Не все ребята решили украшать изделия швом «вперёд иголку с перевивом». Фигурки лисы, медведя, волка, колобка не требовали такого украшения.

    Так путем долгих проб и ошибок в течение месяца учащиеся сшили перчаточные куклы для спектакля. Не для всех они могут показаться красивыми, однако в них много детского труда и терпения.

    К Международному женскому дню ребята сделали кукольную постановку «Колобок». В спектакле использовались куклы, сшитые своими руками.

    Детская работа была по достоинству оценена на Всероссийском Открытом театральном Фестивале «Один день с театром». В номинации «Реквизиты» учащиеся класса были награждены дипломом.

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?