Главная  /  Новости  / Новости системы Занкова / О проекте Федерального государственного стандарта начального общего образования 2019 года

О проекте Федерального государственного стандарта начального общего образования 2019 года

Автор: Нечаева Наталия Васильевна


    На федеральном портале проектов нормативных актов в начале сентября были размещены два новых документа – проекты федеральных государственных стандартов начального и основного образования. Министерство планирует завершить общественное обсуждение скорректированных после внесения полученных замечаний и предложений ФГОС в текущем году.

    Опубликованные в сети для широкого обсуждения проекты новых ФГОС собрали тысячи комментариев. Отзывом на проект нового стандарта поделилась Нечаева Наталия Васильевна, автор курса по обучению грамоте и русскому языку в системе Занкова, к.п.н., доцент.

    Новизна нового проекта ФГОС НОО – распределение по классам «требований к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную аттестацию». Видимо, именно предметные результаты авторы проекта расценивают как «эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования», которое необходимо, по мысли президента В.В. Путина, чтобы школа могла идти в ногу со временем, «а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, что и сделает в ближайшее десятилетие российскую школу одной из лучших в мире».

    Приведем формулировки предметных результатов в виде действий детей, чтобы понять, смогут ли они сформировать способность детей «овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить».

    Примеры из требований по двум наукоемким предметам, которые занимают 9 часов в неделю:
    - русский язык (система языка): понимать, составлять, различать, делить, знать, использовать, писать, находить;
    - математика: читать, записывать, сравнивать, находить, выполнять, вычислять, использовать, называть, знать, определять, решать, различать, классифицировать, извлекать.

    Понятно, что подобные действия учеников с содержательным материалом не могут способствовать решению современных задач образования, они не могут сформировать и универсальные учебные действия, которые обозначены в проекте в скрытом виде (см. содержание), т.к. с большой натяжкой выводят на активизацию лишь некоторых познавательных универсальных действий (см. выделенные слова).

    В предыдущем варианте проекта стандарта авторы пытались, но безуспешно, соотнести содержание учебного предмета с требованиями к предметным результатам. Видимо, услышав критику, они решили пойти по самому легкому пути, оставив распределение по классам только предметных результатов обучения наукоемким предметам, литературе и физкультуре.

    Возникает вопрос: надо ли понимать отсутствие раздела «Содержание учебного курса по классам» как свободу в изучении того или иного материала во времени, с условием, чтобы результаты соответствовали времени контроля?

    Анализ представленного варианта требований, показал, что в нем, к сожалению, сохранились все недостатки, свойственные и его предыдущему варианту.

    Назовем некоторые из них:
    - нарушается принцип научности обучения, т.к. во многих формулировках авторы избе-гают называть позиции установившимися терминами и понятиями, используя несущественных их признаки;
    - отсутствует процессуальность в распределении планируемых результатов обучения: в одних случаях неоправданно затягивается проверка необходимых для учения умений, в других, наоборот, требуется проверка таких умений, которые не могут быть усвоены на данном этапе обучения, нарушая этим логику учебного предмета;
    - неравномерность степени конкретизации описываемых требований;
    - весь текст проекта стандартов требует серьезного редактирования.

    Подтвердим сказанное примерами из требований к результатам различных учебных предметов.

    Так, во 2-ом классе в курсе «Русский язык» требуется «находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку, суффикс, окончание». Познакомить во 2 классе с составом слова надо обязательно, но проверять умение морфемного анализа можно только в третьем классе, т.к. за действием вычленения морфем стоят знания и умения, недостаточно сформированные у второклассников. В этом авторов проекта могли бы проконсультировать физиологи, нейропсихологии и опытные составители учебных программ. То же можно сказать о проверке различения предлога и приставки во 2-ом классе. Осознанно к этому умению дети подойдут только когда познакомятся со склонением имен существительных (3 класс). Нельзя во 2 классе выполнить и требование: различать слово, словосочетание и предложение. Для узнавания словосочетания надо уметь выделять главные члены, хорошо знать признаки знаменательных частей речи и уметь устанавливать подчинительные связи между ними. Как это возможно во 2 классе?

    Почему при определении вида предложений можно пользоваться терминами, а при их сравнении нельзя? Все сведения о знаменательных частях речи (25 позиций) проверяются оптом в 3-ем классе, во втором – только их различение по вопросам, т.е. по несущественному признаку.

    Опора на описательные или несущественные признаки характерна для требований по изучению курса русского языка. И главное здесь в том, что предметные результаты освоения русского языка, обозначенные в приложении 1, не соответствуют результатам по этому предмету, названным в п. 38.1 проекта ФГОС. В этом, основном тексте, акцент сделан на значении языка, на его смысловой составляющей. Практически ничто, обозначенное в разделах «говорение», «чтение», «письмо» (с. 36-37), не нашло отражения в планировании по классам, как и важное положение об особенностях употребления в речи основных единиц языка. Контролируется усвоение только формальных признаков языковых единиц, которые легче проверить. Но ведь таким образом и обучение будет сведено к тому, что вынесено на проверку, т.е. к отработке ЗУНов.

    В курсе «Литературное чтение» при слоговом чтении в темпе 20 слов в минуту (1 класс) невозможно требовать соблюдения орфоэпических и интонационных норм; а чтение наизусть не может происходить в виде слогового или словного чтения. Последняя неточность в формулировке сохраняется и во 2, 3, 4 классах. Во 2 классе при чтении в темпе 40 слов в минуту ребенок не может «обращаться к различным видам чтения». К каким различным видам во 2-ом классе – просмотровому, ознакомительному, изучающему? Невозможно и бессмысленно «сочинять произведения по аналогии с прочитанным», т.к. в 3 классе дети читают произведения уже достаточно сложные по своей жанровой природе и структуре.

    Не обозначен объем умения «называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)». Уметь находить рифму? Придумывать рифму? Различать виды рифм? Уметь прохлопать ритм? Знать виды стоп? Не наполнено реальным содержанием общее для всех классов требование: «осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения». Какие литературные понятия? При этом дан подробный перечень, например, жанров устного народного творчества, хотя порядок и логика ознакомления с ними тоже нарушаются.

Отсутствует процессуальность в освоении главной особенности литературы: средств художественной выразительности. Только в 3 классе есть единственное обращение к работе со словом и его образным значением: «находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении». Некоторые средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение) впервые упоминаются и проверяются в 4 классе. Так же нет системной работы, распределенной на четыре года обучения, и в формировании такого важного результата, как « отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры; ориентирование в нравственно-этических понятиях».

    В требованиях к результатам по математике авторы старались избегать понятия «уравнение». Так и осталось загадкой, как во 2, 3 и 4 классах находить неизвестный компонент арифметических действий. Почему-то как особая фигура рассматривается прямой угол. Какие цифровые и аналоговые приборы предусматривается применять для измерения скорости движения транспортного средства? Спидометр? Как это представляют авторы проекта? Желание облегчить изучаемый детьми материал привело к тому, что наши дети не смогут выполнить большую часть заданий TIMSS, в которых почти половина заданий по математике и достаточное количество по окружающему миру иллюстрируются или требуют иллюстрации круговыми и линейными диаграммами, графиками, симметричными фигурами, элементами куба и проч.

    В требованиях к результатам по изучению курса «Окружающий мир» результаты изучения истории России написаны буквально одной строчкой в 4 классе. Что скрывается за словами: «важные события», «основные периоды» истории России, «наиболее известные российские исторические деятели разных периодов истории»?

Повторяем вопрос: означает ли это, что авторы программ и учебников свободны в наполнении содержанием подобных формулировок и определении времени изучения той или иной темы?

    Как и в требованиях ко всем учебным предметам, в курсе «Окружающий мир» нарушен порядок требований к знанию причин и следствий, в данном случае, природных явлений. Например, во 2 классе ученик должен «описывать … сезонные явления в разные времена года». Но только в 3 классе обозначены для проверки знания о таких объектах неживой природы, как вода, воздух. И совсем не обозначено представление о движении Земли в космическом пространстве, о причинах смены дня и ночи и времен года. С какими знаниями выйдет ребенок: Солнце вращается вокруг Земли?

    При определении результатов обучения окружающему миру, как и по другим учебным предметам, авторы проекта не учитывали общий подход к определению времени проверки: уже усвоенные школьниками знания и умения, необходимые для освоения новой учебной единицы.

    Так же, как и в других случаях, требования к результатам обучения курсу «Окружающий мир» необходимо серьезно отредактировать. Например, вряд ли смогут второклассники «различать в окружающем мире» «…океаны и материки, созвездия, планеты», третьеклассники - «…отдельные органы и системы органов человека», а четвероклассники – «…океаны; природные зоны России; материки; …планеты Солнечной системы».

    Повторимся, мы привели только отдельные примеры грубых ошибок и неточностей при изложении требований к предметным результатам, к их распределению по классам.

    Хочется понять, на основании каких психолого-педагогических материалов и экспериментов составлены данные планируемые результаты, каковы принципы определения предметного результата по каждой области знаний и его распределения по годам обучения?

    Вывод

    Авторам проекта нового ФГОС следует признать, что две попытки совершенствования образования путем конкретизации требований к предметным результатам не достигли своей цели. На наш взгляд, следует думать не о результатах, а о совершенствовании способов их достижения, в том числе, о повышении эффективности реализации универсальных учебных действий, к которым только-только стали привыкать работники образования.

    Можно предположить, что сведение обучения к достижению предметных результатов является следствием исключения из проекта системно-деятельностного подхода как его основы, как единственного известного сейчас способа личностного развития учащихся. Вот и исчезла деятельность детей, а «функциональная грамотность» (с. 4) осталась просто проговариванием.

    На наш взгляд, в государственном документе важнее подчеркнуть значимость личностных, метапредметных и предметных результатов общеметодологического уровня. К сожалению, это никак не звучит в оглавлении и потерялось в 50-ти страницах приложения. Установка на предметные знания и контроль их применения учениками приведет к тому, что отрабатываться будут только ЗУНы, т.е. то, что контролируется. А это, несомненно, является не движением в будущее, а огромным шагом назад.

    Итак, данный проект стандартов, новизна которого сводится к конкретизации предметных результатов и отказу от системно-деятельностного подхода, не может служить опорой для «обновления содержания образования», подразумевающего «чему учить» и «как учить».

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?