Главная  / Обмен опытом / Необходимость систематического повышения квалификации и возможности образовательного сертификата

Необходимость систематического повышения квалификации и возможности образовательного сертификата



  • Автор: Белова Светлана Анатольевна


 В настоящее время образование является одной из главных сфер как в развитии общества в целом, так и в жизни каждого отдельного человека. И речь идет не только о формальном смысле данного понятия, но и о его практической важности. Народная мудрость, гласящая «Век живи – век учись», как нельзя лучше раскрывает необходимость непрерывного получения новых знаний.
Для того чтобы обеспечить себе конкурентоспособность на рынке труда, представитель любой профессии должен постоянно учиться, получать новые навыки и повышать уровень теоретической подготовки. Но особенно важно повышение квалификации работников образования. Ведь именно они закладывают фундамент для конструкции знаний, которую на протяжении всей своей жизни будет возводить человек. И от того, насколько прочным и полноценным будет эта основа, зависит будущее целых поколений. Ведь только учитель, постоянно повышающий уровень своих собственных знаний, способен воспитать человека, обладающего современным мышлением, и способного успешно самореализоваться в этой жизни.
Сегодня активно проводится реформирование школьного образования, внедряются новые образовательные стандарты и требования. Но новые стандарты требуют новых знаний, а также новых методик, нового педагогического подхода. Сейчас принципиально обновляются квалификационные требования, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетенции. Исследование, проведённое в 2012 г. среди преподавателей школ г. Москвы, показало, что подавляющее большинство опрошенных учителей действительно осознают потребность в переподготовке, в получении новой информации, совершенствовании своего мастерства, освоении новых технологий: 48 % – ответили, что такая необходимость точно есть, 46,7 % посчитали, что такая необходимость скорее есть, чем нет, 5,3 % считают, что ее скорее нет, чем есть и только 4,5% затруднились ответить.

Осознание необходимости повышения квалификации в зависимости от стажа работы учителем
Варианты предлагаемых ответов стаж работы учителем Процентное выражение количества согласных с утверждением
Думаю, такая необходимость есть 1-5 лет 46,7%
  6-10 лет 48%
  11-15 лет 44%
  16-20 лет 77,8%
  21-25 лет 39%
  26-30 лет 58,4%
  31-35 лет 38,6%
  36 и более 21%
Скорее да, чем нет 1-5 48%
  6-10 54,2%
  11-15 55%
  16-20 16%
  21-25 46,7%
  26-30 35,5%
  31-35 45%
  36 и более 71%
Затрудняюсь ответить 1-5 1%
  6-10 0%
  11-15 0%
  16-20 2%
  21-25 0%
  26-30 0,3%
  31-35 2,3%
  36 и более 0,2%
Скорее нет, чем да 1-5 1%
  6-10 0%
  11-15 0%
  16-20 0%
  21-25 0%
  26-30 1%
  31-35 2%
  36 и более 1,3%
Не вижу в этом необходимости 1-5 0%
  6-10 0%
  11-15 0%
  16-20 0%
  21-25 9%
  26-30 0%
  31-35 0%
  36 и более 0%


Сравнительный анализ распределения ответов по стажу работы и взглядам на то, есть ли необходимость в повышении своих профессиональных знаний показывает, что независимо от стажа работы, большинство учителей считают, что такая необходимость есть (47,3 %), либо скорее есть, чем нет (43,7 %). Особый интерес представляет группа респондентов, чей стаж работы от 16 до 20 лет. Подавляющее большинство (77,8 %) однозначно видят необходимость в повышении своих знаний.
Новосибирск – один из немногих городов России, где главное управление образования мэрии проводит для педагогических и руководящих работников системы образования специальный профессиональный конкурс на получение бюджетного образовательного сертификата. Сертификат дает право на получение образовательной услуги (повышение квалификации) в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Образовательный сертификат подкреплен денежным поощрением в размере 25 тысяч рублей, которое должно покрыть запланированные расходы на образование.
Курсы ведущих московских и петербургских образовательных центров несколько отличаются от «местной» курсовой подготовки. В первую очередь, посещая такие курсы, понимаешь, что это не только лекции о новых методиках и теориях образования. Курсы повышения квалификации преподавателей – образование, в первую очередь ориентированное на практику, цель которого – помочь педагогам внедрять инновации в своей профессиональной деятельности. Такие программы также позволяют преподавателям избавиться от устаревших взглядов, делают их более восприимчивыми к внешним и внутренним изменениям, происходящим в сфере их деятельности. Кроме того, многие преподаватели и лекторы – это известные в Российском образовании люди, авторы УМК, ведущие методисты, разработчики инновационных программ и документов, которые детально и что называется «из первых уст» доводят до педагогических работников всех уровней идею Минобрнауки РФ по реформированию школы. Они прекрасно понимают, что возникновение новых тенденций в образовании, в социокультурной политике приводит к тому, что в информационном обществе требуется не передача учителю готовых рецептов в виде методических рекомендаций, не передача только знаний, а прежде всего «выращивание» у учителя способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях.
В качестве примера можно привести курсы Санкт-Петербургского инновационно-образовательного центра «Северная столица» по различной тематике, которые достаточно популярны у новосибирских учителей – победителей конкурса на получение сертификата. В сотрудничестве с ведущими учебными заведениями Санкт-Петербурга они разрабатывают программы семинаров и курсов повышения квалификации, и в подготовке этих программ и проведении обучения принимают участие профессорско-преподавательский состав учебных заведений, руководители и специалисты государственных и муниципальных структур и специалисты-практики Санкт-Петербурга, и Москвы. Для проведения наиболее эффективного образовательного процесса все аудитории центра оснащены современным мультимедийным и климатическим оборудованием. Очень эффективно проводятся занятия, не требующие конспектирования, как принято в большинстве случаев. Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов на дисках и флеш-картах. Доброжелательная атмосфера, активные формы проведения лекционных занятий, тесный контакт преподавателя со слушателями, инструктивное взаимодействие с организаторами курсов – являются примером организации занятий системнодеятельностного подхода, а также условием для получения высоких результатов для самообразования. Общение с коллегами из других регионов и стран даёт возможность обменяться опытом, наладить контакты в целях повышения профессиональной компетентности. Подобные курсы заставляют задуматься о том, что все изменения надо начинать с себя.
По окончании курсов у многих учителей возникают способности и потребности:
–проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс учения, включая использование обучающих и оценочных технологий, создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала;
–применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника, т. е. для составления плана и подготовки программ учения и преподавания с учетом различных потребностей и стилей обучения школьников, а также соответствующего учебного плана, учебных программ и образовательных тенденций;
–эффективно взаимодействовать с учениками, включая применение соответствующих коммуникативных умений, а также планировать и применять соответствующие стратегии контроля поведения, которые способствуют установлению и сохранению поддерживающей образовательной среды.


Литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицина А.П. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2. Инициативная НИР РУДН «Повышение квалификации и дополнительное образование ППС г. Москвы: оценка потребности (на примере школ г. Москвы)» (№ 100219-0-000).

3. Сайт инновационно-образовательного центра «Северная столица» http://www.iocenter.ru

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?