Главная  /  О системе  / Теория / Ученик на своем месте (часть 3)

Ученик на своем месте (часть 3)

Автор: Савенков А. И.


       О том, как правильно организовать взаимодействие учащихся на уроке, от чего зависит его эффективность, какие роли могут определять поведение учеников, рассуждает А.И. Савенков.

 
        Территория классной комнаты как образовательный ресурс

       

       Еще об одном способе размещения учащихся на занятиях
Описанными способами размещения учащихся на занятиях не ограничиваются все возможности активизации механизмов коллективного учебного взаимодействия за счет особой организации пространственного расположения их учебных мест. Существуют и менее распространенные, но вполне возможные и весьма эффективные. Как, например, разместить учащихся, работающих в паре? Первоначально мы считали, что для работы в паре целесообразнее расположить детей так, как это представлено на схеме 5.
       


Схема 5. Размещение учащихся для работы в паре

Опыт показал, что стулья учащихся, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимного обучения непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево). В итоге оказывается, что подростки непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалированно присутствует направленность на агрессию, которая возможна в дискуссии, но не требуется в ситуациях взаимного обучения. В ситуациях, когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), детям, оказывается, более комфортно сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением. Поэтому работа в паре требует тонко подстраивать размещение детей, учитывая характер учебной деятельности. При организации работы в небольшой группе (3-4 ребенка), по нашим наблюдениям, действуют те же закономерности, что при работе в паре. Все зависит от того, какую совместную деятельность мы выстраиваем, здесь важно понимать, о каком виде взаимодействия идет речь - о кооперации или о конкуренции.
       
       Конкуренция, или учебные турниры, и пространственное размещение учащихся
       Интересны в плане организации и методики проведения занятий формы конкурентного взаимодействия учащихся в больших по составу группах. Один из самых продуктивных способов коллективного конкурентного взаимодействия может быть осуществлен путем деления класса на две равные по количеству группы. Для этого ученические места лучше всего расставить так, как это показано на схеме 6.


Схема 6. Размещение детей на занятии для коллективной дискуссии
В этом случае мы моделируем ситуацию группового состязания, где группы противостоят друг другу. Естественно, что это противостояние интересно и эффективно, когда у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно мы выясняли, кто какой точки зрения придерживается, и объединяли детей по этому принципу. Далее педагогу либо достается роль спикера, либо он ее уступает одному из учащихся. Так же как и в случаях, описанных выше, подростки воспринимают сидящего на месте спикера учащегося как лидера вне зависимости от его социального ранга в коллективе. Приводит ли это в перспективе к изменению социального статуса этого подростка, пока сказать нельзя, исследование в данном направлении еще ведется. Очевидно, что получение реального опыта руководства должно положительно сказаться на развитии его социальной компетентности.
         Но уже первые социометрические замеры показали, что в результате наших пространственно-деловых перемещений коэффициент групповой интеграции в классе приобретает положительную динамику.
Интересно, что в ходе таких коллективных дискуссий в каждой из групп непременно выявляются свои лидеры, что естественно. Мы не стремились заранее закрепить их места, а попытались выяснить, какое место они выберут сами. Любопытно, что при данном размещении лидеру группы вообще не требуется специально отведенное место. Он вынужден постоянно перемещаться за спинами товарищей, чтобы вести консультации с каждым и иметь возможность управлять действиями группы. В нашем случае в обеих группах семиклассников роль этих лидеров брали на себя девочки.

         О содержании и методике
Широко известно, что для подобных коллективных состязаний разрабатывались и особые методические технологии. Так, например, в 1974 году венгерскими педагогами создана "игра "Дебаты". Суть ее сводится к тому, что учащиеся осваивают какую-либо сложную проблему и вырабатывают по ее поводу собственное мнение. Затем в назначенное время класс делится на две группы и одна группа отстаивает определенные идеи, а другая выдвигает контраргументы.
         Главная интрига в том, что никто из детей до начала обсуждения не знает, в какой команде он окажется и какую из двух точек зрения ему предстоит отстаивать.
         Этот вариант коллективного обсуждения проблемы требует проявления умений мыслить критически и творчески работать в коллективе. Он может использоваться на разных предметных занятиях и очень хорош при обсуждении не только учебных, но и вне-учебных проблем.
         Наш опыт показал, что во втором классе подобные варианты размещения могут использоваться лишь фрагментарно. Отмечаемая большинством специалистов склонность детей данного возраста к подражательности — реальность. Но вместе с тем существует множество проблем, преимущественно находящихся за пределами традиционных учебных занятий, которые дети способны и готовы обсуждать: мы проводили в таком режиме дискуссии о дружбе между одноклассниками, о поведении на переменах.
Подобные командные учебные турниры могут проводиться разными способами. Можно варьировать принципы отбора детей в группы (по принципу разноуровневой подготовленности участников; по принципу наличия аффилиативных (дружеских) связей; по принципу отстаивания определенной точки зрения и др.). Задание группам можно выдавать заранее и давать возможность совместно готовиться к турниру, а можно делать это и экспромтом.

         Вариант размещения для работы в небольших по составу группах
         Особого внимания заслуживает вариант работы детей в небольших по составу группах, также требующий своего способа организации пространства. В нашей работе с семиклассниками это имело следующий вид:
1.   Класс делится  на группы  по пять-шесть человек.
2.  Все члены группы (в режиме домашнего задания) изучают одинаковое количество информации, но каждому ученику дается только определенная часть общей темы.
3.  На уроке группа садится вместе за один стол (несколько составленных вместе столов, например, схемы 7, 8).
4.  Ученик знакомит других членов группы с тем, что он изучил (обучает их). Чтобы усвоить все, члены группы должны послушать каждого.
5.   Затем учитель проводит опрос, спрашивая при этом любого члена любой группы по любому разделу данной темы.
6.   По итогам ответов называется команда победителей. Оценки можно ставить как индивидуально, так и на основе общих, групповых результатов.
Усложненный вариант.
Перед работой групп можно выделить время для встречи "специалистов". "Специалистами" в данном случае мы называем учащихся, изучавших аналогичные разделы темы. Они могут побеседовать между собой, чтобы уточнить свои знания и методику преподнесения информации другим учащимся.

Схема 7. Размещение учащихся для межгруппового взаимодействия

Схема 8. Размещение учащихся для межгруппового взаимодействия

Межгрупповое взаимодействие может разворачиваться и в условиях другого размещения детей. Схемой 9 представлен один из вариантов возможного размещения.

Схема 9. Вариант размещения учащихся для коллективного обсуждения

Схема 10. Вариант размещения учащихся для коллективного обсуждения

         О способах кооперации групп
         В рамках каждой из выделенных выше форм организации совместной деятельности могут быть использованы разные варианты кооперации учащихся на занятиях.
         Совместно-индивидуальная - участники вначале работают обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта.

         В этом случае важен выбор варианта плана работы. Возможны следующие варианты:
1) может отсутствовать;
2)  может быть предложен учителем (заранее распределить, что будет делать каждый в рамках общей задачи);
3) может быть разработан группой перед началом работы (сделать надо то-то и то-то..., это будешь делать ты, это он, а это я...).
         Совместно-последовательная, одна из иллюстраций механизма такого взаимодействия - спортивная эстафета и производственный конвейер.
         При совместно-последовательной форме организации деятельности результат, полученный одним участником, становится предметом деятельности второго, затем третьего, четвертого и далее.
Пример одного из вариантов:
1)  класс делится на группы по 5-6 человек;
2)  каждый участник берет со стола карточку с вопросом в рамках обсуждаемой темы (как билет на экзамене);
3)  начинает отвечать;
4)  затем, когда он раскрыл тему (дал ответ на вопрос), рассказ продолжает другой участник;
5)  в итоге группа дает коллективный ответ на общую тему.
         Совместно-взаимодействующая предполагает согласование действий участников на всех этапах работы от планирования и проектирования до завершения (получения окончательного продукта).
Взаимодействие может быть организовано:
1) в парах;
2)  в небольших группах (3-4 человека);
3)  в группах 5-6 человек;
4)   относительно крупных группах (весь школьный класс).
         Кроме того, на втором уровне возможно взаимодействие между парами и небольшими группами. Причем это взаимодействие может быть организовано на основе совместно-индивидуальной, совместно-последовательной или совместно-взаимодействующей формы организации. Все это способно разнообразить процесс организации совместной работы детей.
       
         Подведем итоги
         Обучение индивидуально по результату, но традиционно протекает как совместная деятельность. И это неслучайно: обучение, использующее потенциал сотрудничества, оказывается очень эффективным. Оно, интенсивно эксплуатируя механизм социальной фасилитации, не только содействует лучшему усвоению, но и способствует воспитанию таких элементов социально ориентированного поведения, как отзывчивость, обязательность, самодисциплина.
         Успешность совместной учебной деятельности и степень результативности индивида, участвующего в ней, зависят от множества причин психологического характера. Важную роль играют в этом особенности территориального поведения детей. Ребенок неслучайно занимает то или иное место в пространстве, и он неравнодушен к тем перемещениям, которые в этом пространстве происходят. Его настроение, успешность деятельности в значительной мере определяются данным фактором.
         Перемещение детей на учебных занятиях в школе повышает степень их учебной активности, существенно меняет характер учебной деятельности, способно как повышать, так и понижать уровень учебной результативности.
       
Литература по теме
Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 1988.
Кричевский Р.Л., Добовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М., 2001.
Нартова-Бочавер С.К. Развитие жизненного пространства ребенка в онто-генезе//Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы. - М., 2001.
Растянников А.В., Степанов С.Ю, Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М„ 2002.
Роджерс К., ФрейбергДж. Свобода учиться. - М., 2002.
Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов/`Методо-логия и методы социальной психологии - М., 1971.
Шмерлина И.А. Междисциплинарные ракурсы социологии простран-ства//Вестник РУДН, серия "Социология". - 2003, № 1(4) - С. 53-66.

 

 

Ученик на своем месте (часть 1)
Ученик на своем месте (часть 2)
Ученик на своем месте (часть 3)

(Журнал "Практика образования", 2007 г., №3)
       

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?