Главная  /  УМК  / Программы / Музыка

Музыка

Автор: Ригина Г. С.


 

 

Пояснительная записка

 

 

 

     Музыкальное воспитание детей - одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Цель курса заключается в закладывании основ музыкальной культуры интеллигентного человека: воспитании ценителя высоких образцов музыкального искусства, способного отличать художественные образцы музыкального творчества от псевдо-художественных явлений в мире музыки.
     Задачами начального курса являются:
     1. Расширение представлений детей о мире музыкального искусства.
     2. Развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности.
     3. Пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников.
     4. Формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
     В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
     - восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);
     - тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);
     - воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
     - систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);
     - певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).
     Программа адресуется учителям музыки и воспитателям, работающим в начальной школе.
     В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
     Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
     В сюжет занятий включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
     Охарактеризуем каждый вид занятий на уроке.
     Хоровое пение - хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно в пределах до1 - ре2 (си м - ми2) октавы. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двухголосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.
     Пение по нотам - вид деятельности, активно развивающий музыкальные способности детей, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство.
В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочетании относительной и абсолютной сольмизации с использованием ручных знаков ладовых ступеней и последовательным освоением ладовых интонаций мажорного и минорного ладов. Метод относительной сольмизации, находясь в основе такого сочетания, способствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам.
     Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии, либо мелодии, близкие им по интонационному строю.
     За четыре года обучения осваивается полный мажорный лад и I - V ступени параллельного минорного лада. Развитие умения петь по нотам с абсолютными названиями нот можно начать со 2-го класса.
     В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы способствуют более точной и быстрой ориентации учащихся в нотной записи. Постепенно осваиваются ритмические соотношения из четвертей и восьмых, половинная и целая длительности, половинная с точкой, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности, четвертная, восьмая, целая и половинная паузы при разучивании песен в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.
     Одна из основных задач слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Бриттена, К. Дебюсси и др.
     Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.
     Движения под музыку и игра на музыкальных инструментах чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.
     На уроке музыки используются ударные детские музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольники и др. Назначение ритмических аккомпанементов, так же как движений под музыку, - выразить к ней свое эмоциональное отношение, выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ. Если учитель имеет в классе звуковысотные инструменты, то в игре на металлофонах, свирелях и других детских инструментах закрепляются интонации, которые учащиеся осваивают в пении, слушании музыки и импровизации.
     Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, со здавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, ритмические и мелодические "музыкальные разговоры", мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.
     Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.
     В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями русских композиторов XIX в.: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова. Песенное творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Л. Бетховена, К. Сен-Санса.
     Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное природой; хороводные, плясовые и танцевальные движения; мелодизировать на тексты колыбельных, принимать участие в инсценировках по русским народным песням и сказкам.
     Начинается подготовка к пению по нотам: по ручным знакам осваиваются интонации: V-III, V-III-I, III-II-I, I-II-III ступени мажорного лада.
     Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта. Разучиваются песни: И. Дунаевского, В. Шаинского, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.
     Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.
     Продолжается развитие музыкального слуха и мышления в пении по ручным знакам и по нотам. Осваиваются интонации мажорного лада в пределах I- V ступени.
     В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Конек-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Детскую симфонию" И. Гайдна, кантату С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
     Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
     Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова, И. Морозова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Н. Пескова, Е. Крылатова, В. Тугаринова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета, например, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", "Хор снежных хлопьев" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", хоры "Проводы масленицы" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
     Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, развивать отдельные мелодии, например, из "Сказочки" С. С. Прокофьева, мелодизировать стихотворные тексты.
     Продолжается освоение полного мажорного лада по ручным знакам и по нотам, начинается освоение минорного лада в пределах I-V ступени.
     В 4 классе программа строится на обобщении пройденного. Она включает развитие представлений школьников об использовании народной песни в творчестве композиторов. На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б. Кабалевского обобщаются представления детей о жанре вариаций. Инструментальное и вокальное исполнение музыки представлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Т. Рихтера, М.Л. Ростроповича и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталистов.
     Творчество композиторов-классиков и современных композиторов, знакомых детям, представлены "Венской классической школой" (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен), основоположником русской классической музыки М. И. Глинкой, представителями "Могучей кучки" и творчеством П.И. Чайковского. Композиторы XX века так же известны учащимся, это С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен: И. Сгравинский, Б. Бриттен и К. Дебюсси.
     Разучиваются песни И. Гайдна, Л. Бетховена, М. И. Глинки, Ц. Кюи и цикл песен Е. Крылатова.
     Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, включать мелодические импровизации в текст, например, по рассказу М. Горького "Как сложили песню", на тексты стихотворений (4-ростишия); принимать участие в театрализации народных обрядов, например, "Масленица".
     Нотная грамота включает: знание длительностей и нот в пределах исполнительских возможностей школьников; пение попевок и фраз из песен в тональностях до 2-х знаков при ключе.
 

ПРОГРАММА

1-Й КЛАСС
(30 часов)

I четверть

Тема 1. Встречи с героями музыкальных сказок

Хоровое пение. Русская народная песня. "Уж как шла лиса", "Фонарики". Муз. Л. Гуртовой, сл. Н. Воресокиной. "Маленький кузнечик". Муз. В. Щукина, сл. С. Козлова "Веселый музыкант". Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. "Пестрый колпачок". Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
Слушание музыки. "Бременские музыканты". Муз. Г. Гладкова по сказке братьев Гримм. "Марш деревянных солдатиков", "Баба-Яга". Муз. П. Чайковского.
Импровизация. На стихотворение "Марш лягушек" (мелодическая). По сказке "Маша и медведь" (мелодическая).
Движения под музыку. "Хоровод". Музыка А. Парусинова.

Тема 2. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень

Хоровое пение. "Песенка о школе" (Белочки). Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Викторова. "Осень". Муз. Н. Елисеева, сл. К. Бальмонта.
Повторение. "Уж как шла лиса". "Веселый музыкант".
Слушание музыки. "Веселые путешественники". Муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова. "Полька". Муз. М. Глинки. "Колыбельная". Муз. Г. Гладкова. "Грустная песенка". Муз. Г. Свиридова.
Импровизация. "Осенью". Муз. Ю. Слонова (двигательная). На текст стихотворений "Дождик" Б. Заходера и "Осень" М. Садовского (мелодическая).
Движения под музыку. "Осенью". Муз. Ю. Слонова.

II четверть

Тема 3. Музыкальные инструменты

Хоровое пение. Русские народные песни: "Дудка", "Сидит ворон на дубу". "Слон и скрипочка". Муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова. "Марш". Муз. Б. Савельева, сл. М. Либина. "Про лягушек и комара". Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Повторение. "Маленький кузнечик".
Слушание музыки. "Неаполитанская песенка". Муз. П. Чайковского. "Труба и барабан". Муз. Д. Кабалевского. "Камаринская", русская народная песня. "Камаринская". Муз. П. Чайковского. Русская народная песня "Во поле береза стояла".
Повторение. "Бременские музыканты". "Марш деревянных солдатиков".
Импровизация. На текст "Колыбельной песни", сл. народные (мелодическая). "Труба и барабан" (дай название музыкальной пьесе).
Движения под музыку. "Русская пляска", русская нар. мелодия.

Тема 4. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима

Хоровое пение. Детская песенка "Вот так дом". "Ёлка-ёлочка". Муз. Ф. Вокуева, сл. И. Черницкой. "Дед Мороз". Муз. Н. Елисеева, сл. 3. Александровой. "Как на тоненький ледок", русская народная песня.
Повторение. "Песенка о школе".
Слушание музыки."Ноябрь" (на тройке). Муз. П. Чайковского. Вальс "Елка". Муз. В. Ребикова.
Повторение. "Полька".
Импровизация. Под музыку "Ноябрь". (На тройке) (ритмическая). Под музыку "Танец снежинок" Муз. А. Филиппенко (двигательная). На текст стихотворения И. Сурикова "Зима" (мелодическая). "Зима". Муз. М. Крутицкого (дай название музыкальной пьесе).
Движения под музыку. Вальс "Елка". Муз. В. Ребикова.

III четверть

Тема 5. Музыкальные картинки

Музыка о друзьях

Хоровое пение. Русская народная песня "Каравай". Французская народная песня "Три верных дружка". "Все мы делим пополам". Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Повторение. "Марш". Б. Савельева.
Слушание музыки. "Дружат дети всей земли". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова. "Попрыгунья". Муз. Г. Свиридова. "Весело-грустно". Муз. Л. Бетховена.
Повторение. "Бременские музыканты".
Импровизация. "Музыкальный разговор друзей" (ритмическая).
Движения под музыку. "Каравай", русская народная песня.

Музыкальный карнавал животных

Хоровое пение. "Ой, звоны, звонят", русская народная песня. "Удивительный слон". Муз. В. Махлянкина, сл. Н. Мазнина. "Львенок и черепаха". Муз. Г. Гладкова, сл. А. Козлова. "Про козлика". Муз. Г. Струве, сл. В. Семернина.
Повторение. "Слон и скрипочка". "Маленький кузнечик".
Слушание музыки. "Карнавал животных" ("Петухи и куры", "Ослы", "Слоны"). Муз. К. Сен-Санса.
Повторение. "Веселые путешественники".
Импровизация. "Колыбельная", слова народные (мелодическая). "Медведь". Муз. Г. Галынина (дай название музыкальной пьесе).
Движения под музыку. "Заинька", русская народная песня. "Медведь". Муз. И. Стравинского.

Музыка о родном доме

Хоровое пение. "Самая хорошая". Муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой. "Песенка о бабушке". Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. "День растает, ночь настанет" (колыбельная). Муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса.
Повторение. "Три верных дружка".
Слушание музыки. "Болезнь куклы". Муз. П. Чайковского.
Повторение. "Весело-грустно".
Импровизация. На текст стихотворений А. Майкова "Мать и дети". А. Блока "Колыбельная песня" (мелодическая). "Музыкальный разговор" (ритмическая).
Движения под музыку. "Полька". Муз. П. Чайковского.

IV четверть

Тема 6. Сказки, небылицы, шутки в музыке

Хоровое пение. "Сшили кошке к празднику сапожки", детская песенка. Русская народная песня "Скок, скок, поскок". Литовская народная песня "Два цыпленка". "Каждый по-своему маму поздравит". Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
Повторение. "Уж как шла лиса". "Про козлика".
Слушание музыки. "Марш". Муз. С. Прокофьева. "Вальс-шутка". Муз. Д. Шостаковича.
Повторение. "Карнавал животных" ("Петухи и куры", "Ослы", "Слоны").
Импровизация. На текст стихотворения "Села Жучка на забор" (ритмическая). "Клоуны". Муз. Д. Кабалевского (дай название музыкальной пьесе).
Движения под музыку. "Вальс-шутка". Муз. Д. Шостаковича.

Тема 7. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето

Хоровое пение. "Ходит зайка по саду". "Тучка", русские народные песни. "Веснянка", украинская народная песня. "Березка". Муз. Т. Попатенко, сл. Г. Абрамова.
Слушание музыки. "Весна". Муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. "Песня жаворонка". Муз. П. Чайковского. "Вместе весело шагать по просторам". Муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
Импровизация. На текст стихотворения "Пастух", текст народный (мелодическая). "Летний дождик". Муз. Т. Назаровой (дай название музыкальной пьесе).
Движения под музыку. "Русская пляска". Муз. Н. Римского-Корсакова.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

     Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания. Они должны различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песни, танцы и марши.
     Исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку.
     Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
     Различать более короткие и более длинные звуки; выделять сильную и слабую доли.
     Воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро),
динамические (громко, тихо) особенности музыки.
     Различать звучание музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты оркестров, хоров и голосов.
     Уметь выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, исполнять на классных музыкальных инстурментах сопровождение к знакомым произведениям.
     Принимать участие в импровизациях.
     Знать имена композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. С. Прокофьева.
    
     Кроме названного, школьникам представляется возможность для овладения дополнительными умениями и навыками:
     Чисто интонировать попевки и песни в доступных пределах.
     Узнавать пройденные музыкальные произвоедения и их авторов.


2-Й КЛАСС
(34 часа)

I четверть

Тема 1. Сказка в музыке

Хоровое пение. Русские народные песни: "Небылица", "Тень-Тень", "Ходит зайка по саду", "Белка", словенская народная песня. "Квартет Лягушек". Муз. Е. Крылатова, сл. Е. Орлова. "Песенка веселых козлят" из оперы "Волк и семеро козлят". Муз. М. Коваля. "Стоит стар человечек". Мелодия Э. Гумпердинга. "Вот какие чудеса". Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Берендгофа. "Песенка Золушки" и "Веселый жук". Муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца.
Повторение. "Как Львенок и Черепаха пели песенку".
Слушание музыки. "Три чуда" из оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", "Марш Черномора" из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила". "В пещере горного короля" из музыки Э. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт". "Колыбельная козы" из оперы М. Коваля "Волк и семеро козлят". "Колдун" Муз. Г. Свиридова.
Повторение. "Бременские музыканты".
Импровизация. "Музыкальный разговор" (ритмическая). "Марш Черномора" (двигательная). "В пещере горного короля (ритмическая). По сказке Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" (мелодическая). "Козлятки и волк" (мелодическая); "Колокольчики" (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размере 2/4. "Танец маленьких лебедей". Муз. П. Чайковского (двигательная).

II четверть

Тема 2. Музыкальные инструменты, певческие голоса

Хоровое пение. "Когда мои друзья со мной". Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. "У кота-воркота", русская народная песня. "Волшебный смычок", норвежская нар. песня. "Сурок". Муз. Л. Бетховена. "Песенка Деда Мороза". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. "Снежная песенка". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова. "Котенок и щенок". Муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова.
Повторение. "Слон и скрипочка", "Каждый по-своему маму поздравит".
Слушание музыки. "Петя и волк" симфоническая сказка. Муз. С. Прокофьева. "Шарманщик". Муз. Ф. Шуберта. "Мама", неаполитанская песня. "Спи, мой бэби", негритянская колыбельная песня. "Детская песенка". Муз. П. Чайковского, сл. К. Аксакова.
Повторение. "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане", "Слоны" (карнавал животных).
Импровизация. "Волшебный смычок" (ритмическая). "Я - композитор" (какому музыкальному инструменту ты поручил бы исполнять мелодии: "Ай-я жу-жу, медвежонок", латышская народная песня; отрывок из балета "Лебединое озеро". Муз. П. Чайковского; "Марш". Муз. Д. Шостаковича). На текст стихотворения "Детство" (Мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4. "Марш". Муз. Р. Шумана; "Вальс". Муз. Ф. Шуберта. "Аннушка", чешская нар. песня (двигательная).

III четверть

Тема 3. Русские народные песни и пляски

Хоровое пение. Русские народные песни: "Как пошли наши подружки", "Не летай соловей", "Как под горкой", "Дудка". "Музыкальные загадки". Муз. В. Агафонникова, сл. 3. Петровой.
Повторение. "Скок, скок, поскок". "Как на тоненький ледок". Слушание музыки. Русские народные песни: "Из-под дуба", "Ах вы сени, мои сени". "Я с комариком" в обработке А. Лядова (из "Восьми русских народных песен". Муз. А. Лядова.)
Повторение. "Камаринская". "Во поле береза стояла". Импровизация. "Люли, люли, люленьки", сл. народные (мелодическая) "Из-под дуба", "Ах вы, сени" (двигательная); "Споем частушки".
Движения под музыку. "Плясовая". Муз. А. Лядова. "Во саду ли, в огороде", русская народная песня.

Тема 4. Времена года в музыке

Хоровое пение. Русские народные песни: "Здравствуй, гостья зима!", "Гули мои гули", "А я по лугу". "У матушки четверо было детей", немецкая народная песня. "Выйди, солнышко". Муз. Р. Паулса, сл. И. Мазнина. "Песенка о лете". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. "Осень". Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева. "Скворушка прощается". Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
Повторение. "Как на тоненький ледок".
Слушание музыки. "Весной". Муз. Э. Грига. "Дождь и радуга". Муз. С. Прокофьева. "Осеннее настроение". Муз. Н. Сидельникова.
Повторение. "Весна". Муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. "Песня жаворонка".
Импровизация. По рассказу Э. Сетон-Томпсона "Отчего синицы раз . в году теряют рассудок" (мелодическая). "Музыкальный разговор" (ритмическая). "Дождик" (мелодическая).
Движения под музыку. "Танец вокруг елки", латышский народный танец. "Подгорка", русский народный танец. 

IV четверть

Тема 5. Шутка в музыке

Хоровое пение. "Савка и Гришка", белорусская народная песня. "Прибаутка", украинская народная песня, сл. Я. Френкель. "Простая песенка". Муз. В. Дементьева, сл. В. Семернина. "Зачем нам выстроили дом". Муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. "Пусть делают все так, как я", английская народная песня.
Повторение. "Тень-тень". "Как под горкой".
Слушание музыки. "Болтунья". Муз. С. Прокофьева. "Упрямец". Муз. Г. Свиридова. "Танец клоуна". Муз. Э. Тамберга.
Повторение. "Марш". Муз. С. Прокофьева. "Попрыгунья". Муз. Г. Свиридова.
Импровизация. На текст стихотворения "Котауси и Мауси", английская нар. песня в переводе К. Чуковского (мелодическая). "Шутливый музыкальный разговор" (ритмическая). "Рондо" (ритмическая). "Шутливые считалочки" (ритмическая),
Движения под музыку. "Веселые дети", литовская нар. мелодия.

Тема 6. Музыка о Родине

Хоровое пение. "Здравствуй, Родина моя!" Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. "Моя Россия". Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. "Моя Москва". Муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского. "Край, в котором ты живешь". Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
Слушание музыки. "Богатырская симфония" (отрывок). Муз. А. Бородина. Тема нашествия из Седьмой симфонии Д. Шостаковича. "День Победы". Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова. "Патриотическая песня". Муз. М. Глинки, сл. А. Машистова. "Урок родного языка" из оратории "На страже мира". Муз. С. Прокофьева.
Импровизация. Сопровождение к песне "День Победы".
Движения под музыку. Дирижирование в размере 4/4.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения

     Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания.
     Различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш - воспринимать их характерные особенности.
     Знать жанровые разновидности народных песен (плясовых, хороводных, шуточных).
     Петь выразительно, соблюдая певческую установку, используя мягкую атаку.
     Петь естественно, легко, не форсированно, правильно произнося гласные и согласные.
     Принимать участие в импровизациях.
     Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинка, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Э. Грига.
     Петь песни в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.
     Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа: мелодии, ровного и пунктирного ритма, темпа, динамики, регистров.
     Различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народного, духового), отдельных музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, балалайки, баяна, флейты, трубы, ксилофона, (хоров детского и взрослого), сопрано, тенора и баса.
     Уметь выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, исполнять на классных ритмических музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.

     Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными умениями и навыками:
     Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере персонажей сказок; подбирать с помощью учителя ритмическое сопровождение музыки.
     Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
     Определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке.
     Сравнивать звучание одного и того же произведения в разно исполнении.


3-Й КЛАСС
(34 часа)

I четверть

Тема 1. Сказка в опере и балете

Хоровое пение. "Колыбельная Гвидона" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Песня старой сказки". Муз. В. Мигули, сл. Л. Ошанина. "Вальс снежных хлопьев", хор из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. "Сказки гуляют по свету". Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. "Про сверчка". Муз. И. Морозова, сл. А. Коваленкова. "Робин-Бобин". Муз. Г. Гладкова, сл. К. Чуковского. "Песенка друзей". Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
Повторение. "Песенка веселых козлят".
Слушание музыки. "Три чуда", "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Испанский танец", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец феи Драже", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. Тема Конька-Горбунка, тема Царь-Девицы, "Царь-горох" из балета "Конек-горбунок". Муз. Р. Щедрина.
Повторение. "Марш Черномора".
Импровизация. "Песенка Аленушки" по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и картине В. Васнецова "Аленушка" (мелодическая). На тему "Сказочки" С. Прокофьева.
Движения под музыку. Дирижирование в размере 4/4. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского.

II четверть

Тема 2. Инструментальная и вокальная музыка

Хоровое пение. "Чему учат в школе". Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. "Пробуждальная песенка". Муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского. "Галя по салочку ходила", украинская народная песня. "Колыбельная медведицы". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. "Песня менуэта". Муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой. "Оркестр чудаков". Муз. В. Тугаринова. "Колядка", украинская нар. песня. "Снежинки". Муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова. "Чудак". Муз. В. Блага, сл. М. Везели, пер. М. Кравчука.
Повторение. "Как под горкой".
Слушание музыки. "Лебедь" (Карнавал животных). Муз. К. Сен-Санса. "Детская симфония". Муз. И. Гайдна. "Соловей". Муз. А. Алябьева. "Менуэт". Муз. В.-А. Моцарта. "Кикимора". Муз. А. Лядова.
Повторение. "Ария Царевны-Лебеди" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова.
Импровизация. "Я - композитор" (какому музыкальному инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу? "Мелодия". Муз. А. Рубинштейна). На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).
Движения под музыку. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Дирижирование в размере 4/4.

III четверть

Тема 3. Музыка разных народов

Хоровое пение. Во поле береза стояла", русская нар. песня. "За рекою старый дом". Муз. И. С. Баха. "Колыбельная". Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии. "Заход солнца". Муз. Э. Грига, сл. А. Мунка. "Пастушка", франузская нар. песня. "Кумушка", белорусская нар. песня. "Чунга-Чанга". Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. "Золотая свадьба". Муз. Р. Паулса, сл. Н. Резника. Повторение. "Савка и Гришка".
Слушание музыки. "Гопак", украинский танец из оперы "Сорочинская ярмарка". Муз. М. Мусоргского. "Шествие гномов". Муз. Э. Грига. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Муз. А. Хачатуряна. Финал IV симфонии П. Чайковского. "Шутка" И.С. Баха.
Повторение. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Импровизация. "Музыкальный разговор" (ритмическая). Движения под музыку. "Барыня", русская нар. песня. "Полька", эстонская танцевальная мелодия. "Менуэт". Муз. И.С. Баха.

Тема 4. Картины природы в музыке

Хоровое пение. Русские народные песни: "А я по лугу", "Уж ты сад". "Береза". Муз. В. Веселова, сл. С. Есенина. "Колыбельная песня". Муз. В.А. Моцарта. "Весенняя". Муз. В.А. Моцарта. "Осень". Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина. "Проводы масленицы" из оперы "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова, сл. И. Устюжанина.
Повторение: "Песенка о лете".
Слушание музыки. "Утро". Муз. С. Прокофьева. "Весна и Осень", из музыки к повести А. С. Пушкина "Метель". Муз. Г. Свиридова. "Утро". Муз. Э. Грига.
Повторение. "Дождь и радуга".
Импровизация. На текст стихотворения П. Соловьевой "Подснежник" (мелодическая). "Колыбельная". Муз. В.А. Моцарта (ритмическая). На текст стихотворения А. Фета "Осень", П. Вяземского "Зима" (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. "Шествие кузнечиков". Муз. С. Прокофьева.

IV четверть

Тема 5. Героические страницы родной истории в музыке

Хоровое пение. Хоры "Вставайте, люди русские". "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу", из кантаты "Александр Невский", Муз С. Прокофьева. "Вспомним, братцы, Русь и славу", русская нар. песня. "Россия, Россия", Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского. "Слава", русская нар. песня. "Песня о Москве". Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. "Московский воробей". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Ю. Коринца. "Большой хоровод". Муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта. "Солдатушки, бравы ребятушки", русская народная песня.
Слушание музыки. Кантата "Александр Невский". Муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского и С. Прокофьева. "Катюша". Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. "Журавли". Муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова. "Романс Антониды", "Ария Сусанина", хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Муз. М. Глинки.
Импровизация. На текст стихотворения И. Никитина "Русь". В характере песни, танца и марша (мелодическая). На текст стихотворения П. Воронько "Лучше нет родного края " (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах 3/4 и 4/4.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

     Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов.
     Уметь привести примеры пройденных музыкальных жанров.
     Петь выразительно, соблюдая основные правила пения.
     Воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, русского народного, духового) и отдельных музыкальных инструментов: арфы, виолончели, челесты; певческих голосов:
сопрано, тенора, баса.
     Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша.
     Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И. Гайдна, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига.
     Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

     Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными знаниями и навыками:
     Уметь распевать слог на два и более звука в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками.
     Петь темы из отдельных прослушиваемых произведений.
     Петь песни в одноголосном и двухголосном изложении.
     Сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении.


4-Й КЛАСС
(34 часа)

I четверть

Тема 1. Народная музыка в творчестве композиторов

Хоровое пение. Русские народные песни: "Калинка", "Я на камушке сижу". Французская народная песня "Пастушья песня". Мелодия из оп. "Волшебная флейта". Муз. В. А. Моцарта. Японская народная песня "Вишня". "Песня о счастье" (Хор из оп. "Орлеанская дева"). Муз. П. Чайковского. "Музыка". Муз. Г. Струве, сл. Н. Исаковой. "Славим мы музыку". Муз. М. Преториуса, русский текст Э. Силиньша.
Повторение. "Проводы масленицы".
Слушание музыки. "Камаринская". Муз. М. И. Глинки. "Вариации на русскую тему". Муз. Л. Бетховена. "Вариации на тему французской народной песни". Муз. В. А. Моцарта. "Вариации на тему японской народной песни". Муз. Д. Кабалевского.
Повторение. IV симфония, финал. Муз. П. Чайковского.
Импровизация. По рассказу М. Горького "Как сложили песню".
Движение под музыку. Ритмическое сопровождение: "Музыка", "Калинка", "Славим мы музыку". Дирижирование: "Музыка, "Мелодия".

II четверть

Тема 2. Выдающиеся исполнители музыки

Хоровое пение. Русские народные песни: "Эй, ухнем!", "Как под горкой", "Три белых коня". Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. "Новый год". Муз. и сл. Л. Шуффенхауера, пер. А. Машистова. "Вальс". Муз. Э. Вальдтейфеля "На Рождество Христово", русская Рождественская песня.
Повторение. "Весенняя" В.А. Моцарта.
Слушание музыки. Исполнительское мастерство: Ф.И. Шаляпина ("Эй, ухнем!", русская народная песня; "Песня варяжского гостя" из оп. "Садко". Муз. Н. Римского-Корсакова); Энрико Карузо ("Мое солнышко", неаполитанская народная песня); С.Я. Лемешева ("Песня индийского гостя" из оп. "Садко". Муз. Н. Римского-Корсакова); Титта Руффо ("Соренто", неаполитанская народная песня); Д.А. Хворостовского (Песня венецианского гостя" из оп. "Садко". Муз. Н. Римского-Корсакова); А.В. Неждановой ("Ария Снегурочки" из оп. "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова); Н.А. Обуховой. ("Ария весны" из оп. "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова); И.К. Архиповой ("Третья песнь Леля" из оп. "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова); Н. Паганини, Я. Хейфец ("Вечное движение"); П. Казальса, М. Ростроповича ("Романс". Муз. В. Давыдова; С. Т. Рихтера (Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. I часть. Муз. Э. Грига).
Повторение. Русские народные песни в исполнении С. Лемешева и других выдающихся певцов (на выбор педагога).
Импровизация. На текст стихотворения И. Никитина "Песня" (мелодическая).
Движения под музыку. Ритмическое сопровождение ("Три белых коня"). Дирижирование ("Вальс", "Новогодняя полька").

III четверть

Тема 3. Классики музыки второй половины XVIII и XIX веков

Хоровое пение. Русская народная песня "Блины". Австрийская •народная песня "Цыплята". "Старый добрый клавесин". Муз. И Гайдна, сл. П. Синявского. "Малиновка". Муз. Л. Бетховена, сл. Г. Бюргера. "Гимн ночи". Муз. Л. Бетховена, русский текст К. Алемасовой. "Ты, соловушка, умолкни". Муз. М. Глинки, сл. В. Забилы, русский текст А. Любавского. "Вечерняя песня" (Старинная школьная песня). Сл. К. Ушинского. "Времена года". Муз. Ц. Кюи. "Осень". Муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.
Повторение. "Колыбельная Гвидона", "За рекою старый дом". Слушание музыки. Симфония № 40 ч. 1. Муз. В.А. Моцарта. "Рондо в турецком стиле" (Турецкий марш). Муз. В.А. Моцарта. "К Элизе". Муз. Л. Бетховена. "Персидский хор" из оп. "Руслан и Людмила". Муз. М. Глинки. Вступление к опере "Садко" - "Океан - море синее", "Колыбельная Волховы" из оп. "Садко". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Рассвет на Москве-реке" из оп. Хованщина". Муз. М. Мусоргского. "Пьеса" из нотной тетради № 8. Муз. В.А. Моцарта.
Повторение. "Царевна-"Лебедь", "Полет шмеля". Импровизация. Пение, движение, ритмическое сопровождение, подголоски ("Масленица", народный текст; "Блины", русская народная песня). На текст стихотворения С. Есенина "Пороша" и стихотворения А. Фета "Уж верба вся пушистая" (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование ("Цыплята", "Пьеса", "Ты, соловушка, умолкни").

IV четверть

Тема 4. Композиторы XX века

Хоровое пение. Русские народные песни: "Как в лесу, лесу, лесочке", "У зари-то, у зореньки". "Крылатые качели". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. "Прекрасное далеко". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. "Лягушачья ламбада". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Повторение. "Колыбельная медведицы", "Песенка Деда Мороза", "Песенка о лете", "Лесной олень".
Слушание музыки. Балет "Золушка" ("Гавот", "Вальс"). Муз. С. Прокофьева. Балет "Петрушка" ("Вальс", "Шарманка"). Муз. И. Стравинского. "Путеводитель по оркестру для юных слушателей". Муз. Б. Бриттена. "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" ("Романс"). Муз. Г. Свиридова. "Кукольный кэк-уок". Муз. К. Дебюсси. "Гавот". Муз. Д. Шостаковича.
Повторение. "Весна и осень". Муз. Г. Свиридова. Импровизация. Повторение (по выбору педагога).
Движения под музыку. Дирижирование ("Гавот"). Ритмическое сопровождение ("Лягушачья ламбада").

Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого обучения

     За время обучения в начальной школе дети должны научиться эмоционально и осознанно воспринимать нравственно-эстетическое содержание музыки: народной и сочиненной композиторами; различать русскую музыку и музыку других народов, понимать, что музыка разных народов выражает общие для всех людей чувства и мысли.
     Петь песни выразительно и художественно закончено.
     Знать нотные знаки в пределах записи попевок и песен.
     Импровизировать мелодии на стихотворные тексты в соответствии с их эмоционально-образным содержанием.
     Узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров.
     Знать имена выдающихся исполнителей музыки.
     Узнавать на слух пройденные произведения, знать имена композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Дебюсси.

     Кроме названного школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными умениями и навыками:
     Воспринимать народные мелодии в творчестве композиторов.
     Отличать "восточную" и "западную"   музыку.
     Воспринимать язык классической и современной музыки.
     Петь одноголосные и двухголосные песни.
     Петь по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен, включающие интонации полного мажорного лада и параллельного минора (I - V ступени) в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.
     Петь с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.
     Петь темы из отдельных музыкальных произведений.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?