Главная  /  УМК  / Программы / Русский язык

Русский язык

Автор: Нечаева Н. В.


 

 

Объяснительная записка

 

 

 

В достижении единой для всего обучения цели - оптимального общего развития каждого школьника - особое место занимает курс изучения родного (русского) языка. Родной язык - это та среда, в которой живет каждый человек, это средство повседневного и научного общения, а также общения в области культуры и искусства. Родной язык предоставляет знания, необходимые для того, чтобы человек мог войти в общество, он играет, центральную и даже базовую роль в системе учебных дисциплин, так как результаты языкового воспитания и само языковое воспитание присутствуют в рамках каждого учебного предмета.
Язык усваивается человеком не ради его самого, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Язык впитал интеллект народа - носителя языка, его знания об окружающем мире и о себе, его нравственные представления, воображение, творчество, характер, темперамент - культуру в целом. Таким образом, каждый человек в процессе использования языка (в речевой деятельности) проявляет уровень своего общего развития, своей культуры, свои индивидуальные особенности. С другой стороны, в самой речевой деятельности заложены потенциальные возможности для общего развития человека.
Именно в процессе использования языка в различных ситуациях реализуется взаимозависимость между целью высказывания, его содержанием и формальными средствами, т. е. между функциональным назначением языка, смыслом речи и собственно языковой системой. ("Материальная единица существует лишь в меру своего смысла, в меру той функции, которою она облечена" Ф. де Соссюр). Реализация в программе этой взаимосвязи создает возможность представить ученикам целостную языковую картину, так как только она и может быть базой для общего развития детей.
Итак, на наш взгляд, цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся, наиболее полно соответствует предметная цель обучения русскому языку т.е. освоение учащимися его коммуникативной функции - умения адекватно воспринимать и использовать речь. Ведущей задачей обучения становится развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех формах: внутренней и внешней (устной и письменной). Задача решается при соблюдении трех условий: мотивации речевой деятельности, постоянного обогащения содержательности речи и ее правильности. Правильность обеспечивается опытом речевой деятельности, воспитанием чутья языка в высококультурной языковой среде и знанием системы языка, представленной разделами: стилистика, лексика, фразеология, фонетика, грамматика (словообразование, морфология, синтаксис), знанием правил орфоэпии и правописания, владением умениями чтения и каллиграфии.
Мотивация, содержательность и правильность речи не могут возникнуть только в результате усвоения учебного предмета "Русский язык". Они формируются лишь на общепредметном уровне в процессе многоплановой речевой деятельности при общении учащихся, детей и взрослых, при чтении, осмыслении и обобщении знаний, приобретаемых в разных курсах в школе и вне школы. Тем самым формируется и качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все явления во взаимосвязях, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность получаемым знаниям. Таким образом, освоение курса "Русский язык" относится ко всей урочной и внеурочной жизни ребенка. Сам же курс задает направление этой работе и систематизирует ее результаты.
Мы предлагаем единый для 1-9 классов подход к освоению учащимися русского языка, базирующийся на общей основной цели и задаче курса. В разные периоды обучения видоизменяются частные задачи курса и основные единицы речи, которые его структурируют. Так, в период обучения грамоте весь курс подчинен продуктивному и быстрому обучению детей чтению и письму. В качестве основной единицы речи выступает слово. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в грамматическую систему языка. Ее осознание достигается при анализе прежде всего предложения. Именно предложение, синтаксис как раздел грамматики структурируют программу русского языка в начальных классах.
В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика. "Стилистика анализирует средства языка со стороны их значения и экспрессии, она производит их оценку с точки зрения их большей или меньшей пригодности для выражаемого содержания" (А.Н. Гвоздев). Основной анализируемой единицей становится высказывание (текст, предложение), предметом осмысления - синонимический ряд языковых средств, речевой задачей - выбор языковых средств, наиболее ясно и точно выражающих цель и содержание высказывания.
В настоящее время изданы и утверждены МО РФ концепция, программа курса русского языка с периода обучения грамоте, до 4 класса с перспективой до 9 класса (автор Нечаева Н.В.), а также комплект: Азбука, три тетради для чтения (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), "Тетради по письму" в 4-х частях (Т.М. Андрианова и др.), издан экспериментальный учебник по русскому языку для 5-го класса, готовится к печати учебник по русскому языку для 2-го класса. Учебники сопровождаются методическими пособиями и методикой изучения результативности обучения и развития школьников.
Предлагаемое структурирование материала позволяет, на наш взгляд, преодолеть бытующий в преподавании родного языка формализм, так как любое языковое явление может быть рассмотрено с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Такой подход к структурированию курса реализует объективно существующие связи внутри системы языка, а главное, между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации. Эти связи от этапа к этапу обучения постоянно расширяются, множатся. Одновременно расширяется и поле анализа языкового материала, происходит дифференциация, углубление понятий. Создаются условия для многократных возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников.
Программа соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - "Развитие речевой деятельности", в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй составляет собственно система языка, то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

Обучение грамоте

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.
Задачи периода обучения грамоте:
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).
В соответствии с обозначенными задачами обучение грамоте является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в две программы "Русский язык" и "Литература".
Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Раскроем основные положения каждого раздела программы.

I. Развитие речевой деятельности
В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, "разговорить" детей.
Данной цели служат специальные задания по драматизации, но прежде всего - организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном (во время экскурсий), ознакомлении школьников с окружающим миром. Поэтому программа обучения грамоте реализуется в теснейшей взаимосвязи с программой по математике и программой "Мы и окружающий мир". Соответствующие материалы для наблюдений и бесед представлены, в частности, в "Азбуке" и в рабочих тетрадях по чтению (авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С.). Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель.
В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. К пониманию чужого высказывания дети подводятся посредством анализа соответствия вопроса и ответов, сопоставления разных вариантов ответов, инсценирования прочитанного, иллюстрирования, придумывания к тексту названия, вопросов и других многообразных заданий.
Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Существенно ускоряют овладение навыком качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

II. Система русского языка
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:
первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше);
наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.
В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.
 

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 часов)

I. Развитие речевой деятельности (148 ч.)
Общие сведения о речи (в течение курса).
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; монологическая и диалогическая; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. "Помощники" в усвоении речи (органы чувств, органы речи, ум, знания, память, воображение).
Устная речь
Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь
Ориентировка в букваре и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.
Техника чтения и письма.
Формирование аналитико-синтетического звуко-буквенного способа чтения с учетом позиционных мен.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, "Чтение" схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками, планами и проч.
Чтение слов с переносом.
Чтение вслух, жужжащее чтение.
Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.
Графика. Техника письма.
Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма.
Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.
II. Система русского языка (50 ч.)
Слово. Различение предмета, явления и слов их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова.
Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение
за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Наблюдения сущностных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).
Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное).
Различение слов-названий и заместителей названий - местоимений (он, она, они, мой...) - понятие использует учитель.
Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.
Классификация слов по лексическому и по грамматическому значению.
Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные.
Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ъ. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (и, ч, щ). Написание И, А, У после согласных Ж, Ч, Ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.
Звуки-буквы. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков (Ъ и Ь).
Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов.
Понятие орфограммы.
Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений - соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале предложения, знаки (. ? !) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста.
Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов; служебных слов (предлогов, союзов, частицы не); интонации: логического ударения, мелодики, пауз; порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Связи слов в предложении (по вопросам).
Выделение в предложении (двусоставном) предмета речи и его действия (основы предложения) - главных членов предложения.
К концу обучения грамоте учащиеся должны знать:
правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
многообразие жанров литературных произведений;
признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
признаки родственных слов (близость по смыслу и наличие общей части (корня);
звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
признаки гласных и согласных звуков;
признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
написание гласных А, Е, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
алфавит.
К концу обучения грамоте учащиеся должны уметь:
адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
голосом показывать различия в цели высказывания;
пользоваться учебными и неучебными книгами;
читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых с лов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ща, ча, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с И);
- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
- различать на слух звуки речи;
- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в двусложных словах;
- делить слова на слоги;
- находить в ряду слов родственные слова;
- применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных Ж, Ш, Щ, Ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).

РУССКИЙ ЯЗЫК
1-4 классы

На дальнейших этапах обучения, так же, как и в период обучения грамоте, большое значение имеет развитие речевой деятельности. Углубляется и расширяется опыт детей в устном общении на уроке и вне урока, в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.
На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется на всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями более подробно представлена в программе по литературе.
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, включая эмоциональную сферу ребенка, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.
На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего - на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.
Основное условие работы над сочинениями: от самостоятельных спонтанно написанных работ, без непосредственной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинения разных жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом и на их языковое развитие; серьезной работы над сочинением после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование детских работ на уроках).
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся практически знакомятся с многозначностью слов, омонемией, старославянизмами, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.
Раздел "Система языка: фонетика, грамматика, правописание" подробно представлен в программе.

 1-Й КЛАСС
(40 часов)

I. Развитие речевой деятельности (13 ч.)
Устная речь
Продолжается углубление общих сведений о речи, продолжается работа, связанная с развитием устной речи.
Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи: цель - содержание - форма высказывания. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов.
Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Особенности общения по телефону. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания по телефону и при непосредственном общении. Деловое общение, бытовое, общение во время игры. Особенности общения с инвалидами. Как осваивают речь слепые, глухие, немые, слепо-глухо-немые. Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.
Письменная речь
Речь монологическая и диалогическая.
Текст. При сопоставлении набора предложений и текста выводятся признаки текста: взаимозависимость составляющих его единиц (целостность) и законченность сообщения. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Его целостность. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
Взаимосвязь: цель - содержание - форма. Наблюдение соответствия цели высказывания виду, жанру, стилю письменной речи (без введения понятий). Например, описание животного в сказке, рассказе, в статье энциклопедии или в словаре; текст задачи и рассказ на эту же тему; поздравительная открытка, телеграмма и проч.
Самостоятельное составление поздравительной открытки с дальнейшим обсуждением особенностей ее содержания и стиля.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений. Распространение основы предложения. Сокращение предложения до его основы.
Представление о стилистических вариантах выражения одной и той же мысли (просторечное, диалектное, литературное).
Продолжается работа над лексическим значением слова, начатая в букварный период. В работу вводятся словари.

II. Система языка: фонетика, грамматика, правописание (27 ч.)
Восстановление деформированного текста (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
Предложение. Сравнение набора слов и предложения. Сравнения слова с предложением из одного слова (оса; Оса!!!). Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели речи: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. Соответствующие знаки (. ! ?) в конце предложения.
Наблюдение смысловой зависимости предложения при изменении форм слов (число, род), служебных слов (союзов, предлогов, частицы не), порядка слов, интонации (логического ударения, мелодики, паузы) - понятия использует учитель.
Связи слов в предложении (по вопросам). Основа предложения. Главные члены. Предложение нераспространенное и распространенное.
Слово. Номинативная (назывная) функция слов. Различение лексического и грамматического значения слов. Части речи. Имя существительное; одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных.
Имя прилагательное. Наблюдение зависимости форм рода и числа прилагательных от имени существительного.
Глагол. Изменение глаголов по числам.
Корень слова, родственные (однокоренные слова). Звуки-буквы. Сравнение ударения в слове с логическим ударением в предложении.
Сильные и слабые позиции в слове гласных и согласных звуков. Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Твердые согласные (Ж, Ш, Ц), мягкие согласные (Ч, Щ, И). Написание И после Ж и Щ; А, У после Ч и Щ. Отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, кроме Л.
Звонкие и глухие согласные в корне слов. Их правописание. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Разделительные Ь и Ъ. Слова, в которых количество звуков расходится с количеством букв.
Перенос слов со стечением согласных и слов с буквами Ь, Ъ, И.
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
основные несловесные средства устного общения (мимика, жесты, движения);
словарь речевого этикета при непосредственном общении и общении по телефону (приветствия, приглашения, поздравления, слова благодарности, прощания, извинения, обращение на "ты" и "Вы");
названия предложений по цели речи и интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные; правила оформления предложений;
части речи:
имя существительное, род, изменение по числам, имена собственные, правила их написания;
имя прилагательное, изменение по родам и числам в зависимости от существительного;
глагол, его изменение по числам;
корень слова, признаки родственных (однокоренных) слов;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные, правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
глухие и звонкие согласные в конце корня и правила их проверки; твердые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных, Ч, Щ в сочетании с другими согласными, правила переноса слов.

К концу 1-го класса учащиеся должны уметь:
использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными дома, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке;
отличать текст от предложения, предложение от слова;
восстанавливать текст из 4-5 простых коротких предложений;
составлять более двух вариантов предложений из слов, данных в начальной форме;
распознавать предложения по цели высказывания и интонации, предложения распространенные и нераспространенные, находить главные члены - основу предложения;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, число глаголов);
подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
находить случаи расхождения написания и произношения слов, изученные и неизученные орфограммы;
писать слова с изученными орфограммами;
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;
определять место ударения в трех-четырехсложных словах.


2-Й КЛАСС
(170 часов)

I. Развитие речевой деятельности (51 ч.)
Углубляются общие сведения о речи (см. 1 класс): о ее функциях, формах, истории возникновения, несловесных средствах передачи мысли, о способах ее передачи и хранения, о "помощниках" в ее усвоении.
Устная речь
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1-го класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания, практикуются речевые ситуации.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, в общественных местах, в транспорте.
Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Письменная речь
На новом материале наблюдается взаимосвязь: содержание - форма (см. 1 класс).
Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Сравнение текстов на одну и ту же тему разных стилей и жанров. Разные способы выражения одной цели высказывания.
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие содержания теме сочинения. Источники тем: яркие события школьной и внешкольной жизни (например, "Ну и мороз!", "Мамин день", "Как мы "победили" задачу" и т.д.); по изученному содержанию учебных предметов ("Кошка и волк", "Мои размышления о слове "корень", "Сказка о знаках плюс и минус"); "вечные темы ("Что такое красота", "Зачем людям игрушки"). Выбор жанра, стиля письменной речи в соответствии с целью собственного письменного высказывания: рассказ, сказка, научно-популярная статья, открытка, телеграмма. Например, "Что я знаю о кошке", "Сказка о кошке и Солнце", "Объявление о пропаже кошки" и т.д. Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.
Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1-м классом увеличивается количество предложений или их распространенность).
Предложение. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений. Распространение основы предложения. Сокращение до его основы.
Слово. Наблюдение внутреннего единства слова - его значения, формы и знаков.
Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности, расширение словаря учащихся.
Использование толкового и орфографического словарей.

II. Система языка (119 ч.)
Текст. Логико-смысловые связи в тексте. Связи между предложениями. Выражение эмоционально-личностной позиции автора. Оформление диалога.
Наблюдения чужой устной и письменной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной и письменной речи: авторские устные высказывания, письменные сочинения, тренировочные упражнения.
Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные (наблюдение частотности их использования в соответствии со стилями устной и письменной речи (разговорным, книжным: научным, деловым, художественным). Предложения распространенные, нераспространенные; утвердительные и отрицательные.
Главные члены: подлежащее, сказуемое - основа предложения. Второстепенные члены - дополнение, определение. Группа подлежащего, группа сказуемого. Словосочетание. Связи управления, согласования, примыкания.
Смысловая зависимость содержания предложений от использованных языковых средств:
форм отдельных слов (связать с формоизменениями при образовании рода имени существительного и имени прилагательного; числа имени существительного, прилагательного и глагола; падежных значений имени существительного);
служебных слов (наблюдение не только сочинительных, но и подчинительных союзов; частиц бы, же, не; предлогов - их принадлежности только к именам существительным или местоимениям, выступающим в роли второстепенных членов предложения - дополнений; значение предлогов при склонении имени существительного);
интонации: мелодики, логического ударения, паузы (правильное использование интонационных средств в собственных высказываниях и при чтении, анализ интонационного оформления чужой речи при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей);
порядка слов (наблюдение не только ситуативных различий: "Папа купил Пете пенал", "Петя купил папе пенал", но и более тонких стилистико-смысловых различий: "Прошло пять лет", "Прошло лет пять").
Связи слов в предложении (по вопросам). Различение вопросов в соответствии с целью анализа предложения: смысловых - синтаксических и падежных - морфологических.
Составление схем предложений под диктовку (предложения усложнены союзами, частицами (бы, же, не) и предлогами).
Правильное оформление предложений, различных по составу и цели высказывания. Раздельное написание слов.
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-, 2- и 3-го склонений в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Правописание О, Е в падежных окончаниях после шипящих и Ц.
Склонения имен существительных во множественном числе.
Слово. Части речи. Понятие о склонении имен существительных, их изменение по падежам. Изменение имен прилагательных по родам и числам, их согласование с именем существительным. Проверка написания окончаний по вопросам. Глагол. Число. Настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) время глаголов. Совершенный, несовершенный вид глаголов.
Практическое ознакомление с функцией местоимений.
Группировка, систематизация, классификация слов, относящихся к разным частям речи.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Различение предлога и приставки.
Служебные слова: частицы, предлоги, союзы. Раздельное написание служебных слов.
Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствие у имен существительных мужского рода (рожь - нож, ночь - мяч; сравните: мель, ночь - конь, нож).
Общее понятие о написании большой буквы и кавычек в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей.
Состав слова. Словообразование, словоизменение. Начальная форма слов. Родственные (однокоренные) слова. Состав слова - основа, корень, приставка, суффикс; окончание, частицы -ся, -сь. Роль частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Сложные слова. Основное и второстепенное ударение.
Общее понятие о дифференцированном подходе к проверке безударных гласных в различных частях слова. Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Правописание безударных гласных в приставках, в соответствующих предлогах (до-, про-, на-, за-). Общее и различное при написании безударных гласных в корне, в приставке, звонких согласных и непроизносимых согласных в корне.
Правописание согласных в приставках и в соответствующих предлогах (в, над, от, под, с).
Правописание соединительных гласных -о- -е- и -ъ- в сложных словах.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
Звуки-буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных - согласных, гласных (однозвучных и двузвучных), согласных звонких - глухих, шипящих, мягких, твердых, слогоделение).
Орфограммы слабых и сильных позиций. Перенос слов (со всеми исключительными случаями).
Разделительные Ь и Ъ знаки (сравнить разные функции гласных второго ряда и мягкого знака: сел - съел, солю - солью, пальма, яблоко, маяк. Всегда твердые (ж, ш, ц), всегда мягкие (ч, щ, и). И, Ы после Ц в корне, Ы после Ц в окончаниях.
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
словарь речевого этикета, помогающий вести диалог;
признаки распространенного и нераспространенного, утвердительного и отрицательного предложений;
главные члены предложения: подлежащее, сказуемое - основа предложения; второстепенные члены (без деления на виды);
словосочетание;
части речи:
имя существительное, род, число, склонение, падеж, падежные вопросы, правила проверки безударных окончаний имен существительных, правила написания О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных, Ь в конце имен существительных женского и мужского рода;
имя прилагательное, род, число, правописание безударных окончаний, проверяемых постановкой вопроса;
глагол, число, настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) время, правописание не с глаголами;
служебные слова: частицы (не), предлоги, союзы;
состав слова: основу, окончание, корень, приставку, суффикс;
словообразование и словоизменение;
сложные слова, правописание соединительных гласных -о-, -е- и
-ъ-;
дифференцированный подход к проверке безударных гласных: в корне, проверяемых ударением, в приставках и соответствующих предлогах на о-, а- в окончаниях существительных и прилагательных;
правописание звонких согласных и непроизносимых согласных в корне, согласных в приставках и в соответствующих предлогах;
правописание разделительных ь и ъ знаков;
правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:
использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;
выбирать жанр, стиль собственного сочинения в соответствии с его темой;
восстанавливать текст из 5-6 простых распространенных предложений;
составлять более трех вариантов предложений из данных слов;
производить синтаксический разбор в пределах программного материала;
различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
производить разбор слова по составу (выделять основу и окончание, корень, приставку и суффикс), различать словоизменение и словообразование;
писать слова с изученными орфограммами;
находить случаи расхождения написания и произношения слов, изученные и неизученные орфограммы;
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям.

 3-Й КЛАСС
(170 часов)

I. Развитие речевой деятельности (51 ч.)
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания. Разыгрываются речевые Ситуации: посещение выставки, кинотеатра, театра, магазина, почты и прочие. Выбор адекватных средств общения.
Монолог. Связное высказывание на заданную тему по чтению, естествознанию, математике и проч. или спонтанные высказывания учеников на темы, обсуждаемые в связи с изучаемым материалом или личным внешкольным опытом детей; диалог (дискуссия, спор) - расширение опыта.
Придумывание ситуационных игр. Правильное использование слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики.
Чтение по ролям, драматизация.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Письменная речь
Выявление смысла описываемых событий в читаемом произведении, определение отношения к ним; смысловые связи между частями текста. Подбор и выписки цитат из текста; план, аннотация, конспект, отзыв, составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту, изменение жанра текста; выявление жанровых особенностей.
Знакомство с библиографией и сериями книг, предназначенных для младшего школьного возраста. Умение пользоваться библиотечным каталогом.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Различные виды объявлений; почтовые бланки (переводов, "телеграмм, посылок), конверты, заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов.
Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
Восстановление деформированных текстов (увеличивается распространенность предложений).
На более сложном материале осуществляется составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений. Распространение основы предложения и сокращение его до основы. Выводы об изменении смысла высказывания.
Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, особым вниманием к диалектизмам, просторечиям. Широкое использование словарей.

II. Система языка (119 ч.)
Предложение. Второстепенные члены предложения - обстоятельства. Предложения с однородными членами с союзами И (без перечислений), А, НО и без союзов. Интонация при перечислении, запятая при перечислении. Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Их различение с простыми предложениями, осложненными однородными членами. Обращение. Знаки при обращении.
Смысловая зависимость содержания предложения от использо-, ванных грамматических средств.
Синтаксический и морфологический анализ предложения. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном чис-1ле (кроме прилагательных с основой на шипящие и Ц).
Правописание безударных окончаний глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжения).
Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание с разными словами.
Имя существительное. Возврат к изученному в 1-2 классах в связи с изучением тем "Склонение имен прилагательных" и "Спряжение глаголов".
Имя прилагательное. Его зависимость от форм имени существительного: род, число, падеж.
Местоимение. Личные местоимения 1- , 2- , 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Возврат к понятию "имя существительное" в связи с изучением 1-темы "Местоимение". Склонение личных местоимений.
Глагол. Возврат к изученному во 2-м классе в связи с темой "Спряжение глагола". Понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжения).
Предлог. Сравнение по функциям с приставкой и союзом.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Состав слова. Словоизменение, формоизменение. Повторение и углубление темы в связи с изучением правописания безударных окончаний разных частей речи. Дифференцированный подход к выбору написания безударных гласных в различных частях слова: в корне (проверяемая и непроверяемая ударением), в приставке, в окончании.
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания.
Ь в неопределенной форме глагола (-ть, -ться, -тись, -чь, -чься).
Ь в окончаниях глаголов (-ешь, -ишь).
И, Ы между корнем и приставкой на согласный. 3, С в приставках.
Представление о принципах русской орфографии: морфемном, фонетическом, традиционном.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
оформление диалога, цитат;
сложные предложения, их разнообразие;
второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство;
словосочетание; связи согласования, управления и примыкания;
признаки однородных членов предложения;
обращение;
части речи:
склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе, правописание безударных окончаний;
неопределенная форма глагола, спряжение глагола в настоящем и будущем времени, правописание безударных окончаний, Ь в неопределенной форме и в окончании глагола; местоимения, личные местоимения, их склонение, предлоги перед местоимениями;
дифференцированный подход к проверке безударных гласных и согласных в слабой позиции в связи с их отношением к той или иной морфеме;
правописание И, Ы после Ц в корне, Ы после Ц в окончаниях, И, Ы между корнем и приставкой на согласный; 3, С в приставках.

Учащиеся должны уметь:
пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;
выделять в текстах главное, высказывать собственное мнение;
писать сочинения в соответствии с заданной темой;
восстанавливать текст из 6-7 простых распространенных предложений или 5-6 сложных предложений;
составлять более четырех вариантов предложений из данных слов,
распознавать однородные члены предложения, ставить запятые при перечислении;
распознавать обращения, выделять их запятыми и восклицательным знаком;
различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
производить разбор слова по составу;
писать слова с изученными орфограммами;
находить случаи расхождения написания и произношения слов, изученные и неизученные орфограммы;
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфоэпически и орфографически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям.

4-Й КЛАСС
(170 часов)

I. Развитие речевой деятельности (51 ч.)
Устная речь
В повседневном общении и в специально создаваемых ситуациях активизируются все средства устного общения, школьники наблюдают их соответствие ситуации и собеседнику.
Речь - отражение общей культуры и общего развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека.
Орфоэпия - раздел русского языка о правильном произношении.
Логопедия - наука, изучающая недостатки речи (заикание, картавость и т.д.) и способы их лечения.
Письменная речь
Продолжение работы по анализу чужого текста. Сравнение художественного, научного (учебного), делового текстов. Анализ научного текста: тема, заголовок, структурные части, логика построения, понятия, ключевые (опорные) слова, авторская позиция. Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов.
Составление инструкций, словарных статей (добавление к работе с другими малыми жанрами).
Репродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки и с предварительной подготовкой материала, сочинения индивидуальные и групповые. Методика сбора материалов для сочинений (выводится учениками). Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов, выставки детских работ.
Работа со словарями, справочной литературой, журналами. Лексическая работа обогащается ознакомлением со старославянизмами в связи с понятиями "полногласие", "неполногласие".

II. Система языка (119 ч.)
Простые предложения с однородными членами при наличии обобщающего слова, правописание двоеточия и тире в таких предложениях.
Предложения простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). Главное и придаточное. Союзы и союзные слова.
Оформление прямой речи (сравнить с оформлением диалога, цитаты).
Синтаксический и морфологический анализ предложения.
Имя числительное (простое, составное; количественное, порядковое). Правописание количественных числительных.
Правописание личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения, относящиеся ко II спряжению.
Представление о существительных общего рода и несклоняемых именах существительных, о способах их согласования и управления.
Наклонение глагола: изъявительное, сослагательное, повелительное. Сравнение с категорией времени и вида.
Наречие. Разряды наречий по значению. Различение наречий от имени существительного с предлогом. Образование наречий от прилагательных с помощью суффиксов О и Е, от косвенных падежей существительных, из сочетания слов.
Правописание: О и Е в конце наречий, А и О в конце наречий.
Правописание О, Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.
Обобщенное правило написания И, Ы после Ц.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-.
Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания.
Полногласие, неполногласие (оро-ра, оло-ла, пере-пре).

К концу 4-го класса учащиеся должны иметь представление:
о функциях речи (общение, сообщение, воздействие), о ее формах (внутренняя, внешняя: устная, письменная), об истории возникновения, о "помощниках" в ее усвоении (органы чувств, органы речи, ум, знания, память, воображение);
о правилах поведения во время диалога (беседы, спора), о построении связного монологического высказывания;
об орфоэпически и грамматически правильной речи;
о стилистических вариантах выражения мысли (разговорном, книжном: научном, деловом, художественном; просторечном, диалектном, литературном);
об особенностях делового общения (во время урока, репетиции) и общения бытового;
о плане, аннотации, конспекте, реферате, отзыве;
о признаках текста: его целостности и законченности;
о текстах малых жанров (об открытке, телеграмме, объявлении, инструкции, словарной статье и проч.);
об организации работы над сочинением;
о работе со справочной и специальной литературой, со словарями и газетами; о синонимах, антонимах, многозначности, об иноязычной лексике, устаревших словах и старославянизмах;
о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (в последних о главном и придаточном), о подчинительных союзах и союзных словах;
об именах существительных общего рода и несклоняемых именах существительных;
о наклонениях глагола;
о наречиях как части речи, об их правописании.

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
признаки однородных членов предложения;
части речи:
имя числительное, правила правописания количественных числительных;
наречие (общее понятие);
понятия, указанные в 1-3-м классах.

К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:
выбирать при устном общении средства, адекватные ситуации (интонацию - мелодику речи, логическое ударение, паузу; силу, тембр голоса, темп речи; мимику, жесты, движения), учитываются индивидуальные особенности учеников;
использовать речевой этикет в повседневных ситуациях общения;
в связной устной речи осмысливать содержание прочитанного, услышанного, высказывать собственное мнение, выделять в тексте главное, составлять план;
писать самостоятельно сочинения в соответствии с выбранной темой и жанром;
восстанавливать текст из 7-8 простых распространенных предложений или из 6-7 сложных предложений;
составлять более пяти вариантов предложений из данных слов;
устанавливать, простое это предложение или сложное, выделяя его грамматическую(ие) основу(ы);
производить синтаксический разбор простого предложения, определять его по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное), распространенное оно или нераспространенное, осложнено ли однородными членами, обращением, выделять группу подлежащего, группу сказуемого, определив соответствующие словосочетания;
находить словосочетания, устанавливать вид связи: согласование, управление, примыкание;
различать словообразование и словоизменение;
производить разбор слова как самостоятельной части речи:
указать начальную форму слова;
у существительных - значение, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, употреблено в форме... падежа,... числа;
у глаголов - значение, возвратный, невозвратный; вид; спряжение; употреблен в форме... числа, ... времени, ... лица или рода;
у прилагательных - значение, полная или краткая форма, употреблено в форме... падежа, ... числа, рода;
у числительных - значение, количественное или порядковое;
у личных местоимений - лицо, употреблено в форме... числа и... рода;
производить морфемный разбор слова: у изменяемого слова найти окончание, частицу, указать основу слова, выделить корень, приставки, суффиксы;
производить устный фонетический разбор слова: определить место ударения, охарактеризовать гласные звуки (ударный, безударный, какими буквами обозначены) и согласные звуки (звонкие или глухие, твердые или мягкие, какими буквами обозначены), указать количество звуков и букв; при письменном фонетическом разборе указать: ударение, количество звуков, количество букв, количество согласных и гласных звуков, количество слогов, в слове поставить точки под орфограммами гласных, подчеркнуть орфограммы согласных (т.е. отметить все случаи расхождения между написанием и произношением), выписываются в транскрипции звуки согласных и дается их характеристика (маяк - 5 звуков, 4 буквы, 3 согл. зв., 2 гл. зв., 2 слога. [м] - зв, [и] - зв, [к] -гл.);
находить случаи расхождения написания и произношения слов;
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать диктанты с изученными орфограммами; безошибочно писать диктанты, проговариваемые орфографически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?