Главная  /  УМК  / Программы / Русский язык

Русский язык

Автор: Полякова А. В.


Пояснительная записка

 

     В обучении и общем развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики должен включать изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
     Содержание системы разработано на основе дидактических принципов и является ее частью.
     В целом курс русского языка 1-4 классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
     Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1-м классе охватывают период после обучения грамоте. Программа на другом уровне включает сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.
     Раздел "Связная речь" не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.
     Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на "чутье языка", обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двухсторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.
     В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
     Материал программы для 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос слов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после букв согласных Ж, Ш, Ч, Щ, правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, обозначение звонких и глухих согласных на письме.
     Во 2-м классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Очень важно различать окончания при изменении имен существительных в предложениях (по вопросам кто? что? и т.д.).
     Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи.   Кроме того, во 2-м классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).
     В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.
     Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Так, продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении 2-го класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных Ь и Ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1-м классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.
     Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса, русского языка в начальной школе. Если во 2-м классе у детей формируется понятие об имени существительном, которое включает не только предметное значение данной части речи, но и первоначальное представление о ее формально-грамматических признаках, то в 3-м классе имя существительное изучается уже с точки зрения разных типов склонения. Школьники ведут наблюдения за различием падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в предложениях.
     В 3-м классе в полном объеме изучается состав слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс. Если во 2-м классе учащиеся изучают окончания при изменении имен существительных по вопросам, то в 3-м классе они узнают, что слово состоит из основы и окончания, усваивают понятие "словообразование", что позволяет отличать его от понятия "словоизменение" и ввести понятие о так называемых сложных словах.
     В 1-м классе изучается ударение в словах, а во 2-3-м классе наблюдение за ударением в слове продолжается. Рассматривается ударение, падающее на окончание и на основу слова разных существительных в зависимости от склонения. В 3-м классе школьники получают также некоторые сведения об имени числительном.
     В 3 классе изучаются главные и второстепенные члены предложения (второстепенные - с разделением на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенном и нераспространенном, предложениях с однородными членами (с одиночными союзами И, ДА и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений.Учащиеся овладевают целым рядом орфографических навыков: правописанием отдельных суффиксов, безударных падежных окончаний существительных, правописанием о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц (типа: багажом - сторожем, пыльцой - птицей), непроизносимых, удвоенных, звонких и глухих согласных (в середине слова), количественных числительных, гласных и согласных в приставках, соединительных о и е в сложных словах; а также пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения.
     В 4-м классе дается понятие о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов); о местоимении, изучаются личные местоимения, их склонение; изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы 1-го и 2-го спряжения, возвратные глаголы; склонение имен прилагательных с мягкой и твердой основой, некоторые случаи образования прилагательных с помощью суффиксов.
Школьники на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии.
     Продолжается наблюдение над различного рода связями между словами; сочетание глаголов с именами существительными и понятие об управлении; сочетание глаголов с наречиями.
     Знания, получаемые в 4-м классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе, написание возвратных глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных, включая написание е и о в окончаниях после шипящих (типа о большом, о могучем), правописание некоторых наречий, постановка запятых в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, кавычки перед прямой речью и после нее, двоеточие перед ней.
     Программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность ее содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программ не только на постепенно расширяющийся круг сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий. Примерами могут служить раздел "Основа и окончание" в теме "Состав слова" (3-й класс), темы "Словоизменение" и "Словообразование" (3-й класс), понятие об управлении и согласовании (4-й класс), значение личных местоимений (на что указывают местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица), тема "Неопределенная форма глагола", указания на отсутствие суффикса -л у некоторых глаголов прошедшего времени в форме мужского рода (типа: замерз, нес, исчез и т.д.), на способы распознавания таких второстепенных членов предложения, как дополнения и обстоятельства (4-й класс) и пр.
     Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
     Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
     На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.
     По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с 1-го класса. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков. В работе над орфографическими ошибками выделяются основные их группы: на пройденные и еще не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово в других случаях нужно указать и правило правописания без развернутого грамматического обоснования (например, написание -тся и -ться в глаголах по вопросам что делает? и что делать?).
     Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.
 

ПРОГРАММА

1-Й КЛАСС
(50 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (16 ч.), правописание (9 ч.) и развитие речи (5 ч.)

     Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
     Слово. Звуки и обозначение их буквами - строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков).
     Слоги. Слоговая структура слова.
     Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
     Правила переноса слов на письме.
     Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
     Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли.
     Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения - грамматическая основа предложения (наблюдение).
     Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.
     Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
     Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
     Восклицательные предложения.
     Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения.
     Текст и предложение. Различение предложения и текста.
     Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение непунктированного текста на предложения. Красная строка. Абзац.
     План речи (наблюдение).
     Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы.
     Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).
     Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.
     Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.
     Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука.
     Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё).
     Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твердых согласных Ж и Ш; всегда мягких согласных Ч и Щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк, чн, щн.
     Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков.
     Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова).
     Звуко-буквенный анализ слова.
     Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
     Предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. Отличие предлога от приставки (наблюдение).      Раздельное написание предлогов со словами.
     Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).
     Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).
     Слово. Языковые средства выразительности речи: употребление слов в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональная лексика, выражающая различные чувства (белобрысый юнец - обидные слова, а белокурый юноша - слова, выражающие симпатию, и зависит выбор лексики от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивная лексика, различающаяся по степени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопль, рев; жара, зной).
     Междометия как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств. Междометия (буквально: "между словами") не имеют номинативной функции (в отличие от знаменательных частей речи не называют самих чувств и состояний).

     Связная речь
     Ознакомление с понятиями "устная речь", "письменная речь". Наблюдение особенностей устной и письменной речи. Устная речь - это звучащая речь (звуковая речь). Письменная речь - знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель).

     Устная речь
     Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения.
     Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).
     Организация практики устного общения: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию, способствующих порождению высказывания и эмоциональному самовыражению, ведущих к возникновению потребности высказываний; ситуаций для речевых упражнений (речевой деятельности): беседа, обсуждение, сообщение, вопрос, обращение, объявление, приглашение, поздравление.
     Уместное употребление языковых и неязыковых средств устной речи в разных ситуациях общения.
     Соблюдение требований культуры речи, этических норм, этикетных форм, отвечающих ситуациям общения и его участникам.

     Письменная речь
     Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения).
     Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста.
     Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.
     Наблюдение структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, "новизна" в каждом следующем предложении.
     Преобразующая речевая деятельность учащихся. Восстановление деформированного предложения и небольшого текста" Порядок слов в предложении (структура предложения). Наблюдение связи порядка слов с мыслью, заключенной в предложении (на примере наблюдения разного порядка слов и логического ударения).

Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

     Учащиеся должны знать:
     все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем).
     гласные ударные и безударные:
     твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
     звонкие и глухие согласные звуки;
     правила переноса слов;
     названия букв русского алфавита.

      Учащиеся должны уметь:
     различать гласные и согласные звуки;
     различать твердые и мягкие согласные звуки;
     обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
     различать звонкие и глухие согласные звуки;
     вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
     применять правило правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;
     находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
     составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
     писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
     приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.


2-Й КЛАСС
(170 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

     Речь. Предложение. Слово.
     Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
     Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.
     Нераспространенные и распространенные предложения.
     Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
     Восклицательные предложения.
     Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.
     Звуки и буквы, их различие.
     Алфавит. Алфавитное название букв.
     Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.
     Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
     Ударение, ударные и безударные слоги.
     Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.
     Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, е, ю, я.
     Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука перед гласным в словах с разделительными А и Ь.
     Разделительные Ь и Ь.
     Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, щн.
     Звонкие и глухие согласные звуки.
     Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.
     Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.
     Единственное и множественное число имен существительных.
     Род имен существительных: мужской, женский, средний.
     Изменение имен существительных (по вопросам кто? что? кого? и т.п.).
     Различие окончаний.
     Глагол. Изменение глаголов по числам.
     Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
     Имя прилагательное.
     Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Понятие о согласовании. Словосочетание.
     Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.
     Корень слова. Однокоренные слова.
     Правописание безударных гласных в корне слова.
    
     Связная речь

     Устная речь
     Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.
     Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).
    
     Письменная речь
     Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.
     Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).
     Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи - повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре и др.
     Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте.
     Выделение частей текста, их озаглавливание.
     Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.
     Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.
     Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).
     Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.
     Сочинения по заданной теме. ("Мои друзья", "Любимые игры", "Что мне рассказала капелька дождя", "Снежинки" и др.).
     Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения. 
 
Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года

      Учащиеся должны называть:
     повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
части речи:
     имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;
     имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным;
     глагол, время глагола;
     предлоги;
     корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
     имена собственные;
     парные согласные на конце слова и правила их правописания;
     словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на  "ты" и "Вы", слова-извинения).

     Учащиеся должны уметь:
     находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
     составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;
     распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина "падеж");
     писать раздельно предлоги со словами;
     подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
     находить в словах орфограммы на изученные правила;
     различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
     обозначать парные согласные на конце слов;
     различать слова с разделительными ь и ъ;
     обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
     приводить примеры слов с нужными орфограммами,
     писать слуховые и зрительные диктанты;
     использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и  собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.

     Словарь
     Альбом, арбуз, барабан, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, ветер, виноград, воробей, ворона, газета, город, девочка, дежурный, деревня, директор, железо, завод, заяц, иней, канава, капуста, карандаш, карман, картофель, класс, концерт, корабль, коридор, корова, ладонь, лопата, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, облако, овраг, огурец, одежда, пальто, пассажир, пенал, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пятница, работа, рабочий, ребята, родина, русский, сапоги, сахар, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, фамилия, хорошо, яблоко, ягода, язык.


3-Й КЛАСС
(170 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

     Текст.
     Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
     Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
     Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
     Сказуемое, выраженное глаголом.
     Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.
     Состав слова.
     Корень, приставка, суффикс. Правописание отдельных суффиксов (-ик,
-ек). Правописание парных согласных в середине слова. Слова с непроизносимыми согласными.
     Правописание слов с двойными согласными.
     Однокоренные глаголы с приставками.
     Части речи. Понятие о склонении имен существительных, падежи.
     Обзор трех типов склонения существительных в единственном числе.
     Первое склонение имен существительных (единственное число).
     Правописание безударных падежных окончаний.
     2-е склонение имен существительных (единственное число).
     Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.
     Склонение существительных среднего рода с окончаниями на о, е.
     Правописание безударных падежных окончаний, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
     3-е склонение имен существительных (единственное число), одинаковые окончания в родительном, дательном и предложном падежах, мягкий знак после букв шипящих на конце существительных 3-его склонения в именительном и винительном падежах.
     Склонение существительных во множественном числе.
     Имя числительное, понятие об имени числительном, правописание имен числительных (на ознакомительном уровне).

      Связная речь

     Устная речь
     Понятие о диалоге и монологе. Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание.
     Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
     Соответствие речи орфоэпическим нормам.

     Письменная речь
     Сравнение различных по стилю текстов: художественного, научного, делового.
     Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного.
     Формирование умения пользоваться оглавлением в книге.
     Сочинения на тему: "В походе", "Если бы я был волшебником", "Деревья зимой", "Уж небо осенью дышало", "Мороз и солнце, день чудесный" и т.д.
     Редактирование сочинений. Использование толкового и орфографического словаря.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года

     Учащиеся должны знать:
     предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
     главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
     однородные члены предложения;
     состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
     правописание парных согласных в корне;
     правописание непроизносимых согласных;
     правописание слов с двойными согласными;
     изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
     правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
     имя числительное, правописание количественных числительных.

     Учащиеся должны уметь:
     распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
     ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
     устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
     выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
     производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
     производить разбор слова по составу;
     обозначать парные согласные в корне;
     писать слова с непроизносимыми согласными;
     писать слова с двойными согласными;
     изменять имена существительные по падежам;
     склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
     писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
     писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
     использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
     пользоваться словарями и справочной литературой.

     Словарь
     Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, комбайн, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, слышать, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь.


4-Й КЛАСС
(170 ч.)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

     Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях. (На ознакомительном уровне).
     Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами, сложные).
     Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
     Местоимение. Общее понятие о местоимении.
     Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
     Склонение личных местоимений.
     Предлоги перед личными местоимениями.
     Связь слов в глагольных словосочетаниях. Понятие об управлении.
     Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
     Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
     Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
     Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь.
     Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
     1-е и 2-е спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
     Мягкий знак (ь) после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
     Неопределенная форма (-ться) и 3-е лицо (-тся) глаголов с возвратным значением.
     Наречие (на ознакомительном уровне). Понятие о связи слов - примыкании. Разряды наречий по значению.
     Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных (с помощью суффиксов о и е). Образование наречий из сочетания слов (тотчас, сегодня).
     Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), а на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека. докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за-(вправо, налево, засветло).
     Второстепенный член предложения - обстоятельство. Обстоятельства места, времени, образа действия. (Ознакомление).
     Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода с твердой и мягкой основой.
     Склонение имен прилагательных во множественном числе.
     Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
     Обобщение сведений о видах связей в словосочетаниях.
     Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -ас-, -н-, -ист-.

     Связная речь

     Устная речь
     Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.
     Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.
     Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.
     Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
     Соответствие речи орфоэпическим нормам.

     Письменная речь
     Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.
     Структура построения текста: начало, середина, конец. Расширение опыта построения текста. Термин "композиция текста" (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.).
     Различные виды объявлений; -почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
     Собственные сочинения учеников (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала.    Использование словарей, газет, журналов. Составление плана.
     Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года

     Учащиеся должны иметь представление:
     о личных местоимениях;
     о предлогах перед местоимениями;
     о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло).

     Учащиеся должны знать:
     склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
     склонение имен прилагательных во множественном числе;
     правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
     понятие о неопределенной форме глагола;
     изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
     глаголы 1-го и 2-го спряжения;
     правописание безударных личных окончаний глаголов;
     мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
     изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
     обозначение гласных и согласных в приставках;
     правописание частицы не с глаголами;
     правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (ться, -тся);
     виды предложений.

     Учащиеся должны уметь:
     ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
     устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу      предложения) и словосочетания:
     распознавать местоимения, определять их число и лицо;
     писать раздельно местоимение с предлогом;
     правильно писать падежные окончания прилагательных;
     подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
     определять время, число и спряжение глаголов;
     спрягать глаголы, правильно писать личные окончания:
     распознавать неопределенную форму глаголов;
     писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
     писать не с глаголами раздельно;
     писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
     писать диктанты различных видов;
     объяснять орфограммы по пройденному материалу.

     Словарь
     Агроном, активный, аппетит, аромат, беседа, биография, борозда, бульдозер, вежливый, викторина, виток, вместе, волшебник, восемь, галерея, гореть, горизонт, гражданин, двадцать, двенадцать, деликатный, диалог, директор, доверие, едкий, ездить, желать, женщина, живопись, забавы, заповедник, засеять, земледелие, издалека, изложение, изображение, инициатива, интонация, каллиграфия, карикатура, каталог, катушка, квартал, коллективный, командир, комната, конструкция, коньки, кровать, лисица, локомотив, малина, маляр, молоток, мякоть, неаккуратный, невежливый, недоверчивый, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный, неуклюжий, неумный, нечестный, оборона, овёс, овощи, овца, огород, одиннадцать, однажды, около, орех, орнамент, отечество, оттенок, очевидец, пароль, пейзаж, печаль, пороша, портрет, потом, правительство, председатель, привет, профессия, путешествие, равнина, революция, Россия, салют, сверкать, сверху, свобода, сейчас, секрет, серебряный, сеялка, слева, снегирь, снизу, солдат, справа, торжественный, ураган, фантазия, финиш, фиолетовый, фойе, хозяйство, цитата, честно, шествовать, шефствовать, шпион, экипаж, экскаватор, экспресс, электричество, электростанция, эскалатор.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?