Главная  /  УМК  / Поурочное планирование / Русский язык, 2 класс

Русский язык, 2 класс

Автор: Жукова Н. П.


Многим учителям-занковцам уже знаком новый комплект по русскому языку Н.В. Нечаевой, который продолжает период обучения грамоте этого же автора. Первый класс представлен учебником и методическим пособием, второй – учебником (автор Н.В. Нечаева), рабочими тетрадями в 4 частях (автор С.Г. Яковлева) и методическим пособием. Готовится к изданию комплект для 3 класса. Данный курс является вариативным по отношению к давно известному курсу А.В. Поляковой. Это один из случаев предоставления  учителю-занковцу права выбора учебного комплекта в рамках нашей системы.
 Учитель Надежда Петровна Жукова из Москвы предлагает вам свои варианты тематического и поурочного планирования  нового курса.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
нового курса по русскому языку для 2 класса

 

5 часов в неделю (34 недели = 170 часов).
Обязательных 135 часов, 35 часов вариативных (занятия в библиотеке, экскурсии, написание творческих, контрольных и проверочных работ, проведение КВН, викторин…).
При планировании важно обозначенный в программе и в содержании учебника материал разделить на следующие категории: 1) усвоенный учениками в 1 классе, 2) изученный в 1 классе, но вызывающий определенные трудности, 3) новый материал. Такое осмысление содержания учебника позволит вам откорректировать предлагаемое нами тематическое планирование и наметить поурочное планирование в соответствии с особенностями своего класса и отдельных учеников.
     
1. Что нужно для общения (12 часов)
2. Речь начинается со звуков и букв (10 часов)
3. Звук - один, букв - две (5 часов)
4. Что такое родственные слова и формы слов (11 часов)
 Корень. Окончание (5 часов)
 Приставка. Суффикс (6 часов)
5. Разделительные Ъ и Ь (5 часов)
6. Проверяемые безударные гласные в корне (6 часов)
7. Правописание парных согласных в корне слов (6 часов)
8. Какие бывают в грамматике группы слов (23 часа)
 Части речи (2 часа)
 Самостоятельные части речи (21 час)
     Имя существительное (8 часов)
     Имя прилагательное (8 часов)
     Глагол (5 часов)
9. Непроизносимые согласные (5 часов)
10. Как образуются предложения (16 часов)
 Главные члены предложения (6 часов)
 Служебное слово – предлог (10 часов)
11. Каждому слову свое место (13 часов)
 Сочетания слов по смыслу (4 часа)
 Многозначные слова (3 часа)
 Синонимы. Антонимы (6 часов)
12. Как строится текст (8 часов)
13. Законы языка в практике речи (15 часов)

Примерное поурочное планирование
Что нужно для общения (12 ч.)
 1. Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи - 1, 2, 3 (2)
 2. Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень – (1, 3, 4, 5)
 3. Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Слова вежливого обращения. Многозначность слов.  Различение предложений по цели и интонации. Повторение выученных орфограмм - 4–8 (6)
 4. Признаки предложения. Большая буква в словах. Звуки речи  - 9, 10, 11 (7, 8, 9)
 5. Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих - 12, 13 (10)
 6. Правописание гласных после шипящих. Непроверяемые безударные гласные. Звуки речи. Различение  предложений по интонации. Оформление предложений - 14 (11, 12)
 7. Родственные слова. Корень. Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу. Правописание  гласных после шипящих. Повторение фонетических знаний - 15 (13, 14*, 15)
 8. Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Слабые и сильные позиции гласного в корне - 16,17,18,19 
 9. Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Слабые и сильные позиции гласного  в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне - 20–22 (16)
 10. Слова, называющие предметы одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные. Слова,  называющие действие предмета. Многозначность слов. Большая буква в словах - 23–25 (17–19)
 11. Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне. Адекватное использование средств устного
общения. Большая буква в словах 26–28  (20, 21, 22)
 12. Звуки речи. Повторение изученных орфограмм и словарных слов. Обобщение: средства устной
  и письменной речи 29–31  (22, 23, 24).
Речь начинается со звуков и букв (10 ч.)
 1. Дифференциация согласных и гласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов 32–34  (25)
 2. Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. Словарные слова. Различение слов
  по категории рода 35–37  (26, 27)
 3. Характеристика согласных звуков (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Смыслоразличительная роль
  звуков. Имена собственные 38–40  (28, 29)
 4. Слабая и сильная позиция согласного. Парные/непарные согласные звуки по твердости/мягкости.
  Словарные слова 41, 42  (30, 31)
 5. [Ц] – непарный, твердый согласный. Ознакомление с правописанием И, Ы после Ц  43, 44 (32, 33)
 6. Сравнение с правописанием И, Ы после Ж и Ш. Работа с деформированными предложениями.
  Составление рассказа по картинке, с использованием словарных слов. Орфограммы букв гласных 45, 46   (34)
 7. Йотированные гласные. Мягкий, твердый знак. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели. Перенос слов 47–49  (35)
 8. Показатели мягкости согласных. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Большая буква в именах. Правила
общения 50–53  (35) (продолжение)
 9. Правописание разделительного Ь. Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. Правила переноса. Лексическое значение слов 54, 55  (36)
 10. Йотированные гласные. Соотношение звуков и букв. Грамматические группы слов. Роль Ь 56–58  (37)
Звук – один, букв – две (5 ч.)
 1. Введение непроверяемой орфограммы "Удвоенные согласные" 59–61  (38)
 2. Правила переноса слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемыми безударными гласными 62, 63  (42, 43)
 3. Нахождение орфограммы "Удвоенные согласные". Включение этой орфограммы в ряд изученных
  орфограмм. Перенос слов 64, 65  (39)
 4. Закрепление правописания орфограммы "Удвоенные согласные". Работа с изученными орфограммами.
 Исследование значения служебных слов в предложении. Перенос слов. Прямое и переносное
  значение слов 66–68  (40, 41)
 5. Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. Орфографическая работа  44
Что такое родственные слова и формы слов (11 ч.)
Корень. Окончание (5 ч.)
 1. Различение родственных слов и форм слов. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу 69–71  (Т. 2/1, 2)
 2. Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений
 по интонации. Орфографическая работа 72, 73  (3–5)
 3. Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями 74, 75  (6–8)
 4. Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Предлог. Безударные гласные в корне. Составление деформированных предложений. Орфографическая работа 76, 78, 77 (9, 10)
 5. Правила общения. Родственные слова. Формы слов. Предлог. Корень. Удвоенные согласные. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа 79–81  (11–13)
Приставка. Суффикс (6 ч.)
 1. Роль приставок и суффиксов в образовании слов орфограммы корня. Восстановление  деформированного текста. Словарные слова 82–84  (14)
 2. Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные слова. Словообразовательная часть  суффикса. Словарные слова 85–87 (15)
 3. Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм  в разных частях слова 88–89  (16, 17)
 4. Выделение частей слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла 90–92  (18)
 5. Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Слова, противоположные по смыслу. Орфографическая работа  (19–22)
 6. Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка – корень, корень – суффикс. Образование родственных слов, сравнение их смысла 93–94  (36, 23)
Разделительные Ъ и Ь (5 ч.)
 1. Наблюдение случаев написания Ъ и Ь. Роль приставок в образовании слов. Родственные слова  с чередующимися согласными в корне 95–97  (24)
 2. Наблюдение за позицией написания Ъ и Ь. Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Словообразование. Родственные слова. Чередующиеся согласные в корне 98–99  (25, 26, 30)
 3. Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Роли Ь. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели 100–102 (27–29)
 4. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Родственные слова. Словообразование. Слова, обозначающие действие предметов. Служебная часть речи – предлог 103, 104 (35,31,22,33)
 5. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Словарные слова. Звуко-буквенный анализ. Образование слов при помощи суффиксов. Значение суффиксов  (34, 37, 38)
Проверяемые безударные гласные в корне (6 ч.)
 1. Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила  общения 105–107 (39)
 2. Фонетическая работа. Однокоренные слова. Слабая и сильная позиция гласных. Определение порядка действий при проверке безударных гласных в корне 108, 109 (40, 41)
 3. Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов. Состав слова. Приставка. Составление рассказа-описания 110 (43, 44)
 4. Схема проверки орфограммы "Проверяемые безударные гласные". Подбор проверочных слов. Однокоренные слова и форма слова. Форма единственного и множественного числа. Разбор слов по составу. Лексическое значение слов. Слова, обозначающие признак предмета 111–113 (46, 51)
 5. Фонетическая работа. Слабые и сильные  позиции гласных. Две орфограммы – од на буква. Однокоренные слова. Формы одного слова. Форма числа. Окончание. Различение предложений по интонации 114, 115 (45, 47, 48)
 6. Две орфограммы – одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне  116 (50, 52, 49)
Правописание парных согласных в корне слов (6 ч.)
 1. Исследование звонких и глухих согласных. Слабая и сильная позиция согласных. Парные согласные по глухости/звонкости. Родственные слова. Формы числа. Составление предложения 117, 118    (53, 54)
 2. Определение сильной позиции для парных согласных. Фонетический анализ. Исследование и определение способа действия по выбору согласного в слабой позиции. Самостоятельная формулировка правила. Одушевленные, неодушевленные предметы 119, 120 (55, 56, 67)
 3. Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Правила общения 121–123 (59)
 4. Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение 124, 125 (57, 58)
 5. Парные согласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Родственные слова. Форма слов 126 (60–63)
 6. Орфограммы корня. Разбор слов по составу. Одушевленные, неодушевленные предметы 127 (64,65,66,68)
Какие бывают в грамматике группы слов (23 ч.)
Части речи (2 ч.)

 1. Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи. Словарные слова. Объявление 128, 129 (71, 69, 70)
 2. Грамматические группы. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определение частей речи 130–132 (72)
Самостоятельные части речи (21 ч.)
Имя существительное (8 ч.)
 1. Определение частей речи. Наблюдение за именем существительным в словосочетаниях и предложениях. Форма рода. Роль суффиксов. Парные согласные в корне слова. Грамматические признаки слов 133, 134 (73, 74)
 2. Формы числа и рода. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Орфографическая работа. Определение части речи родственных слов  135–137 (76)
 3. Орфография корня. Орфографическая работа. Формы рода, числа, имен существительных. Лексическая работа. Определение частей речи  138, 139 (77, 81)
 4. Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор имени существительного. Лексическое значение слов 140, 141 (78, 82)
 5. Ь в конце имени существительного на шипящий. Роли Ь. Орфографическая работа. Грамматический разбор 142–144 (79, 80)
 6. Правила правописания гласных после шипящих и Ц. Переносное значение. Начальная форма имени существительного. Грамматические признаки слов 145–147
 7. Имя существительное (закрепление). Фонетическая работа. Объявление. Компоненты объявления 148, 149 (75)
 8. Объявление. Сравнение текста объявления и текста записки. Составление текста объявления 150, 151
Имя прилагательное (8 ч.)
 1. Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование прилагательного с существительным. 152–155
 2. Имя прилагательное. Грамматические признаки. Составление текста о зиме. Стили текста. Орфографическая работа. 156, 157 (83)
 3 Составление загадок. Редактирование текста. Словарные слова. Текст – описание.
  Звуко-буквенный разбор. Орфографическая работа. 158 (84–86)
 4 Редактирование текста. Однокоренные слова. Текст – описание. Орфографическая работа. 159, 160
 5 Имя прилагательное. Грамматические признаки. Суффикс, его роль в образовании слов. 161, 162 (87)
 6 Имена числительные. Орфографическая работа. 163–165 
 7 Выделение имен числительных в речи. Правописание имен числительных. Части речи
  (закрепление изученного). 166–168
 8 Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов. Приставка. Роль Ь. 169–172
Глагол (5 ч.)
 1 Глагол. Орфографическая работа. Правила общения. 173–175 (88)
 2 Роль глагола в речи. Местоимение. Родственные слова. Приставка. Повторение изученных орфограмм. 176–178
 3 Глагол. Форма числа. Начальная форма имени существительного. Местоимение. Корень. 179–181
 4 Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания. Правила общения. Орфографическая работа. 182–184 (89)
 5 Определение частей речи. Грамматические признаки. Восстановление деформированных предложений.
  Разбор слов по составу. 185–187
Непроизносимые согласные (5 ч.)
 1 Непроизносимые согласные в корне. Фонетическая работа. Форма числа. Анализ способа проверки
  орфограмм корня. Продолжение рассказа по его началу. 188, 189 (Тетрадь 3./1)
 2 Исследование сочетаний согласных. Определение слов с непроизносимыми согласными. Способ действий
  при подборе проверочных слов. Орфографическая работа. Имя прилагательное. 190 (2, 3, 4)
 3 Непроизносимые согласные в корне. Звуко-буквенный анализ. 191 (5, 6)
 4 Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. 192–195
 5 Непроизносимые согласные. Способ их проверки. Удвоенные согласные. Лексическое значение слов.
  Части речи. Грамматическое значение слов. 196–198 (7, 8)
 6 Обобщение материала об изученных орфограммах. Поздравление. Компоненты поздравления.
  Составление поздравления. 199, 200 (10)
Как образуются предложения (16 ч.)
Главные члены предложения (6 ч.)
 1 Предмет речи. Подлежащее. Сказуемое. Главные члены предложения. Грамматическая основа.
  Исследование грамматической связи между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены
  предложения. Распространенные предложения. 201–203 (11)
 2 Подлежащее. Сказуемое. Распространённые и нераспространенные предложения. Главные
  и второстепенные члены предложения. Орфографическая работа. 204 (12–15)
 3 Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Различение предложений
  по цели и интонации. Монолог. Местоимение. Орфографическая работа. Деформированные предложения. 205–207 (16)
 4 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Лексическая работа (омонимы).
  Определение частей речи. Окончание. Правописание безударных гласных в корне. 208, 209 (17, 20)
 5 Грамматическая основа. Определение частей речи. Служебные слова (предлож.). Местоимения. Приставка.
  Деформированный текст. Лексическая работа (фразеологизмы). Различение предложений по интонации. – (18, 19, 21)
 6 Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы). Поздравительная
  открытка. Орфографическая работа. 210, 211 (21)
Служебное слово – предлог (10 ч.)
 1 Основа предложений. Связь слов в предложении. Форма слов. Окончание. Служебные слова – предлоги. 212, 213 (24)
 2 Роль предлога. С какой частью речи используются предлоги. Части речи. Приставка. Правописание слов
  с предлогами, приставками. 214, 215 (29, 22)
 3 Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. Окончание. Главные члены предложения. Связь
  слов в предложении. Числительные. Орфографическая работа. 216–218 (23, 25)
 4 Предлог. Приставка. Словосочетания. Орфографическая работа. Лексическая работа. 219, 220 (26, 27)
 5 Различие приставки и предлога. Основа предложений. Связь между главными и второстепенными
  членами предложения. Категория. Числа. Звуко-буквенный разбор. 221, 222  (28, 30)
 6 Грамматическая основа предложения. Определение частей речи. Грамматические признаки слов.
  Различие приставки и предлога. Деформированный текст. 223, 224 (31)
 7 Основа предложений. Грамматические формы. Составление рассказа о том, как играли дети. Работа
  с изученными орфограммами. Лексическая работа. Различение предложений по интонации. 225–227 (35)
 8 Восстановление деформированных предложений. Монолог. Диалог. Реплики. Орфографическая работа. 228 (32, 33)
 9 Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения. Письмо. Звуко-буквенный анализ.
  Орфографическая работа. 229–231 (34)
 10 Главные члены предложения. Форма слова. Окончание. Определение частей речи. Правописание
  предлогов. Однокоренные слова. 232, 233 (36, 37)
 11 Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога. Адекватное использование
  средств устного общения. 234 (38, 39)
Каждому слову свое место (13 ч.)
Сочетание слов по смыслу (4 ч.)

 1 Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение. Наблюдение омонимов. Работа
  с небылицами. 235–237 (40, 41)
 2 Лексическое значение слов. Работа с небылицей. Различение предложений по цели. Звуко-буквенный
  анализ слов. 238–240 (42)
 3 Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. Нахождение
  частей слова. Работа с изученными орфограммами. 241, 242 (43, 44)
 4 Редактирование предложений. Лексическое значение слов. 243, 244 (45)
 5 Повторение изученных орфограмм. Звуко-буквенный анализ слов. Правила вежливости. 245, 246, 247
Многозначные слова (3 ч.)
 1 Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Диалог. Главные члены предложения.
  Распространенные и нераспространенные предложения. Орфографическая работа. 248–250
 2 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова. Орфографическая работа. 251, 252 (46, 48)
 3 Многозначные слова. Переносные значения. Орфографическая работа. 253, 254 (47, 49)
Синонимы. Антонимы (6ч.)
 1 Синонимы – слова, близкие по смыслу. Определение слов-синонимов. Родственные слова.
  Определение частей речи. 255–257 (Тетрадь 4./2)
 2 Сравнение. Прямое и переносное значение. Синонимы. Словарная работа. 258–260 (1, 3)
 3 Синонимы. Значение суффиксов. Слова, противоположные по смыслу – антонимы. 261–263 (4, 5)
 4 Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов. Клички животных. Работа
  с изученными орфограммами. 264–266 (6, 8)
 5 Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста. 267, 268 (7, 9, 10)
 6 Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа. 269, 270 (11, 12, 13)
Как строится текст (8 ч.)
 1 Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение. Редактирование текста. Орфографическая
  работа. 271, 272 (14, 15)
 2 Текст. Составление текста о весеннем лесе. Редактирование текста. Переносное значение. 273 (16)
 3 Продолжение рассказа по его началу. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Категория рода. 274–276 (18, 19)
 4 Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. Фонетическая работа. 277–279
 5 Фразеологизмы. Антонимы. Однокоренные слова. Суффикс. Определение частей речи. 280, 281 (21, 22)
 6 Литературная викторина. Однокоренные слова. Имена собственные. 282, 283
 7 Текст. Вступление. Основная часть. заключение. Местоимение. Глагол. Непунктированный текст.
  Составление плана текста. Работа с изученными орфограммами. Главные члены предложения. 284, 285 (20)
 8 Составление плана текста. Составление текста о зайцах или кроликах. Формы слов. Окончание.
  Орфографическая работа. 286 (17)
Законы языка в практике речи (15 ч.)
 1 Речь – характеристика человека. Как мы говорим. Диалог. Реплики. Повторение изученных орфограмм. 287–289 (23)
 2 Средства письменной и устной речи. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией.
  Диалог. Слова вежливого обращения. 290, 292 (24, 25)
 3 Ознакомление с функциями речи. Повторение изученных орфограмм. 293, 294
 4 Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. Работа со словарными словами.
  Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. 295–297 (29, 30)
 5 Роль (функция) стихотворного текста. Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня.
  Грамматический анализ слов. Редактирование. Дифференциация орфограмм. 298–300 (26)
 6 Исследование текста, его редактирование. Работа с изученными орфограммами. Обобщение
  знаний о слове. 301, 302 (27, 32, 31)
 7 Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Однокоренные слова и формы слов. 303 (35, 36)
 8 Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Правила обозначения
  звуков буквами. Наблюдение роли текста. Составление своего текста. 304, 305 (28)
 9 Составление текста по его началу. Различение средств устной и письменной речи. Словообразование.
  Орфографическая работа. 306–308 (37)
 10 Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных
  орфограмм. 309, 310 (33, 34)
 11 Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. Анализ речевой ситуации.
  Выделение частей слова. 311–313
 12 Смыслоразличительная роль звука. Речь – характеристика литературного героя.
  Многозначность слов. Повторение изученных орфограмм. 314, 315, 317
 13 Восстановление пропущенной части текста. Анализ предложений по цели и интонации.
  Переносный смысл слов. Звуко-буквенный анализ слов. 316, 318
 14 Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений.  (38, 39)
 15 Звуко-буквенный анализ слов. Повторение изученных орфограмм. Родственные слова. Корень.
  Антонимы. Вывод о значении системы языка для речи. 319–321

Примечание:
- курсивом выделены номера заданий, в которых проводится работа со словарными словами (24 задания);
- цифрами указаны номера заданий в учебнике;
- цифрами в скобках указаны номера заданий в рабочей тетради.

(Журнал "Практика образования", №2,3,2004 г.)

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?