Главная  /  УМК  / Поурочное планирование / Литературное чтение, 1 класс

Литературное чтение, 1 класс

Автор: Лазарева В. А.


 Учебник 1 класса открывает УМК, цель которого - воспитание ребенка как грамотного читателя художественной литературы, способного полноценно и с пользой для себя воспринимать художественный текст, его эстетическую ценность и нравственный потенциал. В послебукварный период первоклассники уже умеют читать, и надо начинать учить их читать художественные тексты, и не просто читать, а вычитывать всю содержащуюся в них эмоционально-образную информацию, постигать смысл текстов. Если этого не начать делать с первых уроков литературного чтения, в старшие классы придут молодые люди, не способные понять и оценить Льва Толстого и Достоевского, Пушкина и Некрасова, Маяковского и Цветаеву, Платонова и Шолохова, словом - всю великую русскую и мировую литературу. А это, в первую очередь, нравственные потери, тем более ощутимые в нынешнее безнравственное время, когда выходят в жизнь наши дети. С этих позиций трудно переоценить значение школьного предмета «Литературное чтение» в деле воспитания и нравственного и литературного развития ребенка, поскольку содержание этого курса - изучение детьми художественных произведений, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребенка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», как определял суть общего развития Л.В. Занков, создатель дидактической системы развивающего обучения. Наши представления о целях, принципах и методах литературного и нравственного развития учащихся на уроках литературного чтения находят свою опору и подтверждение именно в его системе, которая актуальна сегодня как никогда.
Л.В. Занков считал главной целью обучения школьников развитие личности ребенка, причем достижение каждым учеником оптимального для себя уровня в общем развитии, т.е. развитии ума, воли, чувств, выделяя особо нравственное воспитание. Главным воспитывающим средством является, по мнению ученого,деятельность школьников на уроке и вне его, причем эта деятельность должна быть проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей. Содержанием этой воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, над причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросамижизни. Иными словами, великий педагог говорил о воспитании как о главной задаче школы и о личностно-ориентированной педагогике как основе успешности этого воспитания (Л.В. Занков.О начальном обучении. Гл. 2. Вопросы воспитания).
Леонид Владимирович придавал особое значение эстетическому воспитанию и формированию художественного вкуса детей. Цель этой работы он видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства». Главный путь такого вида воспитания «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Результатом воспитания ученый считает формирование «подлинно человеческого отношения к людям, к труду, к культуре», «...к тому, чем живет Родина, ее люди». Так Л.В. Занков подтверждает значение выработанных человечеством великих нравственных ценностей, что очень важно сегодня, поскольку вместо них в сознание наших детей внедряются совершенно иные, подчас прямо противоположные, идеалы и взгляды. Для того чтобы действительно реализовать воспитательные возможности художественной литературы, недостаточно научить детей бегло читать, хотя и сегодня именно так зачастую определяются результаты работы учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе. Легко поддаться соблазну измерить уровень восприятия детьми художественных произведений скоростью чтения: скорость - это четкий показатель, он так легко и просто выводится. Но ведь беглое - значит быстрое, а для того, чтобы глубоко воспринять художественный текст, чтобы прочувствовать и освоить его, надо читать медленно и вдумчиво. Вопрос состоит не в том, что важнее: скорость или понимание, и то и другое - одинаково важные вещи, более того, они взаимосвязаны. Это доказывает многолетнее исследование профессора М.Г. Качурина, который утверждал, что трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им неинтересен. Поэтому самое главное - чтобы дети полюбили читать книги, а добиться этого сегодня очень непросто при наличии множества других источников информации, среди которых есть гораздо более легкие для восприятия, например, телевизионный зрительный ряд. Но вместе с ними воспринимается зачастую уродливое, шаржированное изображение действительности, и ребенок привыкает к этим уродствам, считая их нормой. И здесь спасает книга, наша классическая русская детская книга,с ее красочными иллюстрациями, наши мультфильмы с яркими, добрыми, веселыми картинками.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы, как писал С.Я. Маршак, «думать, чувствовать, догадываться, воображать». Именно в процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений. Первостепенными и наиболее важными из них мы считаем:
- умение представить картину, нарисованную автором;
- умение сопереживать героям произведения;
- умение понять авторскую мысль.
B 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на материале интересных и доступных им произведений в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, удожественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. Это серьезная работа, требующая знаний и умения анализировать художественные произведения, прежде всего от самого учителя. Поэтому в помощь учителю в нашем УМК дается учебно-методическое пособие «Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе», а в Приложении 3 мы приводим несколько теоретических статей, необходимых, по нашему мнению, учителю.
Итак, самая главная учебная задача 1 класса - помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер героя. Читая и думая над содержанием произведений, включенных в учебник, дети выходят на первоначальные представления о важнейших нравственных понятиях. Учитель должен так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки. В 1 классе начинается осмысление детьми таких нравственных качеств, как доброта, сострадание всему живому,решительность, смелость, настойчивость и ответственность.

----------------------------------------
Учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 1 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, включен в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?