Главная  / УМК / Музыка

Музыка

Автор: Ригина Г. С.


Услышать музыку...

Музыка. Автор курса Г.С. Ригина

  


Курс музыки в системе Л.В. Занкова представляет собой систему музыкального обучения, творческого развития и воспитания учащихся начальной школы.
Согласитесь, в общеобразовательной школе нет второстепенных предметов, каждый из них вносит свои краски в формирование личности ребенка. Курс "Музыка" - предмет эстетического цикла; благодаря своей специфике она может оказывать большое влияние на нравственное воспитание детей. Поэтому курс построен так, что обучение направлено на музыкальное творческое развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьника.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
Тематический принцип дает возможность объединять материал урока в единое художественное целое, ввести в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства. Тем самым учитель может создать на уроке условия для общего культурного развития школьника.
В курсе музыки предложен целостный подход к музыкальной деятельности, включившей в себя исполнение, слушание и импровизирование музыки. Дети поют песни и попевки по слуху и по нотам, двигаются под музыку, играют на детских ритмических инструментах, слушают музыку, занимаются двигательной, ритмической и мелодической импровизацией, каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности.
Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные особенности ребенка, проявляется его творческая активность.
Мировая практика музыкального воспитания опирается на национальные традиции. Хоровое пение - в традициях светского и духовного образования России. Кроме того, это наиболее массовый и доступный вид музицирования. Поэтому хоровое пение занимает ведущее место в рамках урока музыки.
Начало музыкальных занятий с детьми 6-летнего возраста обусловливается как общей системой начального обучения, так и спецификой раннего проявления музыкальных задатков у детей. В занятия включается игровая деятельность.
Разнообразие форм работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.


В целом уроки музыки протекают как творческий познавательный процесс, включающий интересную и доверительную беседу, доброжелательное и уважительное общение с ребятами, косвенное управление их музыкальной деятельностью, умение давать возможность ребенку проявить свою индивидуальность, свое нравственно-эстетическое отношение к тому или иному явлению искусства и жизни: сопереживание, сострадание, сочувствие и, в конечном счете, определение своего выбора между добром или злом.
Большую роль в пробуждении у детей интереса к музыке играют учебники. Они привлекают учащихся доступностью содержания и красочностью оформления. Все они прошли многолетнюю апробацию в общеобразовательной школе. Учебник для 1 класса имеет свои особенности: в нем акцентирован зрительный ряд, так как дети еще не владеют ни музыкальными навыками, ни навыками чтения.
Текст для чтения и музыкальные примеры вводятся постепенно. Таким образом, центральный вопрос музыкальной педагогики - как вводить ребенка в мир музыки - решается комплексно:
- содержанием обучения, направленным на музыкальное творческое развитие учащихся и их нравственное воспитание;
- комплексным подходом к обеспечению учебного процесса материалами для учителя и учащихся;
- привлекательностью для ребенка учебников и рабочих тетрадей.
Система начального музыкального воспитания находит свое развитие в среднем звене школы, где в отборе тем используется жанровый принцип в музыке. Кроме того, в настоящее время для учителя открываются перспективы самореализации во внеклассной работе. Данная система предоставляет им возможность продолжения линии музыкально-творческого развития детей в хоровых коллективах и кружках общего музыкального развития.
Выполняя задания в рабочих тетрадях, учащиеся могут попробовать себя в роли певца, художника, музыканта. Вот некоторые задания из тетрадей.
- Какие музыкальные произведения про шарманку ты знаешь? Какой из этих рисунков больше подходит к песне Ф. Шуберта "Шарманщик"? Сравни иллюстрации. Что ты можешь о них сказать?


- Какие ты знаешь песни про Новый год? Спой любую из этих песен. Раскрась рисунок до конца.


- Восстанови текст песни. Запиши ее название. Спой ее.


- Впиши в клеточки название музыкального инструмента, изображенного на рисунке. На какие другие музыкальные инструменты он похож? К какой группе относятся эти инструменты?


- Попробуй вспомнить, в каких музыкальных произведениях звучит инструмент из предыдущего задания.
(Рядом с каждым произведением не забудь указать композитора.)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ ВКЛЮЧАЕТ:
    Ригина Г. С. Музыка. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов
    Ригина Г. С. Рабочие тетради к учебникам "Музыка". 1, 2, 3, 4 классы
    Ригина Г. С. Нотная хрестоматия к учебнику "Музыка. 1 класс".
    Ригина Г. С. Поем, слушаем, танцуем. Нотная хрестоматия к учебнику "Музыка. 2 класс"
    Ригина Г. С. Нотная хрестоматия к учебнику "Музыка. 3 класс"
    Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 3 класс". В 2 частях
    Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам "Музыка". 1, 2, 3, 4 классы
    Ригина Г. С. Музыка. Книга для учителя


 
Тэги:

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?