Главная  / УМК / Окружающий мир

Окружающий мир

Автор: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.


 Авторы курса "Окружающий мир"(система Л.В. Занкова) - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

 

Интегрированный курс «Окружающий мир» (ранее в занковской системе он носил название «Мы и окружающий мир») представляет широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Таким образом, данный курс выполняет фундаментальный постулат системы Л.В. Занкова (представление широкой целостной картины мира) и в то же время предупреждает перегрузку, вызванную изучением множества предметов.
Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. От первого до четвертого класса в каждом историческом периоде от древнейшего до нашего времени прослеживаются следующие взаимозависимости: единство неживой и живой природы, развитие жизни, в том числе человека, постепенное преодоление человеком своей абсолютной зависимости от природы и ее обратная реакция. Таким образом, постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Курс развивается по спирали: происходит постоянная смена объекта изучения и в то же время постоянный возврат к нему на новом этапе и на новой базе знаний.
Отбор содержания курса строится на сочетании мироведения, страноведения и краеведения. В соответствии с базовым минимумом курс структурирует содержание, отражающее природу и общество России. Это основное содержание ученики усваивают при его конкретизации на примере родного края и при постоянном сравнении с природой и развитием общества в других странах.
Широкая картина мира, которую представляет интегрированный курс, создает реальные возможности для многообразия психической деятельности каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей. Так, исторические представления складываются у ребенка в основном на образном и логическом (теоретическом) уровнях. В то же время познание исторических закономерностей в неразрывной связи со знаниями о природе позволяет активизировать все уровни мышления, в том числе и наглядно-действенный. Следовательно, каждый ребенок (с практическим, образным или логическим складом ума) найдет нишу для осуществления успешной познавательной деятельности.
Богатое содержание является одним, но не единственным условием общего развития школьников. Создаются условия, чтобы это содержание добывалось ими в процессе индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Познавательная деятельность ребенка направляется на самостоятельное осмысление взаимосвязей, взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающего мира.
Содержание учебников отражает необходимый образовательный минимум, но в то же время в нем представлена вариантная часть, расширяющая содержание с учетом возможностей класса и учеников.
В первом классе картина мира дана в самом общем виде в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Курс носит пропедевтический характер. Содержание в основном представлено в виде рисунков. В ходе их анализа ребенок сравнивает объекты
и явления, устанавливает взаимосвязи между ними, решает другие познавательные задачи. В учебнике-тетради сталкиваются древнейший и современный мир, что вместе с другими учебными предметами позволяет начать систематическую работу по формированию у учеников временных и пространственных представлений. В последующих классах развиваются все заложенные здесь темы.
Во втором классе ученики раскрывают тайны неживой (основной материал) и живой природы, так как именно неживая природа определяет особенности живой природы и, соответственно, особенности условий жизни человека.
Основное содержание курса третьего класса - изучение разных природных условий на Земле (природные зоны и сообщества), жизнь людей, их занятия в период от зарождения человечества до начала Нового времени (в основном на примере России при сопоставлении с другими районами мира). С позиции человека рассматривается обоюдная связь: человек - природа, приспособление живых организмов и человека к определенным природным условиям.
В четвертом классе связь человек - природа обогащается третьим компонентом - миром, созданным человеком. Именно этот искусственный мир приобретает в современной цивилизации все большее значение - он создает удобные, комфортные условия жизни. Но в то же время он все агрессивнее проявляет себя по отношению к природе, а потому и к самому человеку. Так мир цивилизации породил очень серьезную проблему - проблему экологии и природы, и человека. В данном учебнике рассматривается несколько аспектов экологии: экология человека, экологические проблемы, возникающие во взаимосвязи человек - природа, человек - цивилизация. Закономерно возникает необходимость изучения организма человека и влияния на него отрицательных последствий его собственной деятельности.
Таким образом, содержание курса усваивается не в статике, а в развитии. Исследуются изменения природных объектов и человека во времени (века, годы, сезоны) и пространстве (природные зоны, сообщества, люди на Земле, в России, в своем краю).
Методический аппарат комплекта нацеливается на формирование как предметных, так и общеучебных умений, например: анализировать, выделять существенные признаки объекта, явления, систематизировать полученные знания, проводить наблюдения, практические работы и в разных формах фиксировать их результаты, работать с научно-популярным текстом, быть адекватным в общении с ровесниками и взрослыми.
Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей земле и родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Таким образом обеспечивается положительная мотивация учения, глубина и прочность усвоения программного материала. В то же время широкая целостная картина мира, представленная в УМК, стимулирует и делает понятной необходимость изучения математики и русского языка, поскольку познание мира увязывается с уже полученными на этих уроках знаниями и показывает их практическое применение. Включение в учебники отрывков из произведений художественной литературы дает возможность ярко и образно, без искажений научности представить младшим школьникам трудные для их понимания вопросы.
Продуктивной работе учителя по преподаванию курса, а значит, успешному его усвоению учениками помогут рабочие тетради, хрестоматии, подробные методические пояснения.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решить в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и в обществе;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Учебно-методический комплект по курсу включает:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 1 кл. в 2 частях.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 кл.
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. Книга для чтения.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 2 к л.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл.
- Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие. Книга для чтения.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 3 кл.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 4 кл.
в 2 частях.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 кл.

- Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К., Шилина И.Б. Природоведение. Учебник для 5 кл.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» (1-2, 3 и 4 классы).
- Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К., Шилина И.Б. Методические пояснения к учебнику «Природоведение». 5 кл.

Тэги:

Версия для печати

 
Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?