Главная  /  Исследовательская и проектная деятельность  / Начальная школа / Проектная деятельность как средство формирования и развития проектных и исследовательский умений младших школьников. Часть 1

Проектная деятельность как средство формирования и развития проектных и исследовательский умений младших школьников. Часть 1

Автор: Шнейдер С.Ф.


В статье представлен опыт организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время с использованием пособий Издательского дома «Федоров» Шнейдер Светланы Фридриховны, учителя начальных классов высшей категории (МАОУ лицей № 81 г. Тюмени Тюменской области). В первой части автор освещает теоретические аспекты формирования и развития проектных и исследовательских умений младших школьников.

    Педагогическое кредо: От удивления – к исследованию, от исследования – к открытию.

    Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Это налагает особую ответственность на учителя в плане обеспечения успешного опыта младшего школьника в образовательной системе, формирования и развития умений учиться.

    Уже в этот период обучения начинается формирование конкурентоспособной личности, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить, что является актуальным для современного общества и подчеркивается в большинстве документов, касающихся реформирования системы образования. Специфика воспитания такой личности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заключается в смещении акцента с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности через реализацию принципов личностно-ориентированного подхода.

    Это ставит перед педагогами задачу поиска и использования в образовательном процессе деятельностных форм и методов обучения, среди которых эффективными признаны групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные.

    Также ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, актуальность использования которого доказана в мировой и отечественной науке и подтверждена практикой. Данный метод привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века (Шацкий С.Т., Крупенина М.В. и др.), его внедрение началось параллельно с разработками американских педагогов.

    Думаем, что многие согласятся с тем, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.

    Метод творческого проектирования с детьми младшего школьного возраста распространен пока крайне мало. Проектная деятельность школьников описывается как ведущая деятельность подросткового возраста (Поливанова К.Н., Чечель И.Д. и др.). Педагоги и ученые утверждают, что организация проектирования в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для этого вида деятельности.

    По мнению доктора психологических наук, доктора педагогических наук Савенкова А.И., проектной и исследовательской деятельностью можно и нужно заниматься не только с младшими школьниками, но и с детьми дошкольного возраста, так как все дети – исследователи по своей природе. Стремление к новым впечатлениям, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину дают возможность ребенку с большим интересом участвовать в самой разнообразной исследовательской работе.

    Идея создания условий для формирования и развития проектных и исследовательских умений младших школьников через внедрение метода проектов во внеурочную деятельность составляет главную особенность нашего педагогического опыта. При работе с первоклассниками речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Чаще всего это лишь элементы проектной деятельности, но для малыша важно понимать, что это его проект. Практика организации проектной деятельности может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой, изобретательской активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них предметных знаний и способов действий. Эта работа может иметь фронтальный характер, ее можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, классом.

    Цель: разработать и апробировать систему работы по формированию и развитию проектных и исследовательских умений младших школьников с помощью метода проектов.

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по вопросам использования метода проектов в образовательной деятельности для формирования и развития проектных и исследовательских умений младших школьников;
• выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов в образовательную деятельность с младшими школьниками;
• ознакомить учащихся начальных классов с проектной деятельностью через разработку и реализацию коллективных учебных проектов, специальных тренингов;
• проверить результативность применения метода проектов через организацию мониторинга формирования и развития проектных и исследовательский умений.

    Мы предположили, что система формирования и развития проектных и исследовательских умений младших школьников будет эффективной, если:

• она включает изучение специальных приемов, обучающих тренингов, программ внеурочной деятельности и их внедрение;
• направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
• характеризуется наличием системности.

    Теоретической основой нашего педагогического опыта являются идеи профессора педагогики Уильяма Херда Килпатрика, который разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.

    Также мы опирались на работы Савенкова А.И., который выделяет следующие основные этапы проведения детских исследований: выделение и постановка проблемы; выработка гипотез; поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов); формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация); представление результатов исследовательской деятельности.

    В своих статьях ученый поясняет, в чем различие исследования и проектирования, так как они являются изначально разными видами деятельности по направленности и содержанию. «Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – по сути процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека.»

    Разделяя точку зрения автора, мы все же включаем в свой опыт дополнительные черты учебных исследований младших школьников, присущие проекту (замысел – образ результата – действия по его достижению – мониторинг – коррекция действий).

    При проектировании меняется ситуация практических действий, меняется практика. Под учебным проектом нами понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

    Проекты в начальной школе – это не доклады, не сухой отчет, а красочное действие, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять умения, связанные с раскрытием темы проекта, чаще всего с помощью элементов исследовательской деятельности, через интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологий, творческих областей.

    Существуют различные классификации проектов, изучив которые, были отобраны и структурированы актуальные для реализации в нашей педагогической практике виды проектов:

исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, методы исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации;
творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, предполагают совместную деятельность учащихся, результат которой может быть оформлен как конструкторская модель, стенгазета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.;
роле-игровые проекты требуют большой подготовительной работы, решения принимаются в игровой ситуации, участники выбирают себе определённые роли, а результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия;
информационные (реферативные) проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории, результатом такой работы может стать публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете, выпуск книжки, журнала и т.д.;
практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников, четко продуманная структура может быть представлена в виде сценария, в котором определяются функции каждого участника в реализации идей, решении проблемы и в оформлении конечного результата.

    Опишем этапы проектной деятельности, на которые мы ориентировались в рамках организации этой работы с младшими школьниками.

    1 этап. Погружение в проект
    На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

    2 этап. Организационный
    На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы получения источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

    3 этап. Осуществление деятельности
    Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач, практические этапы. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть проведение опроса, анкетирование по изучаемой проблеме. Постановка опытов, экспериментов и т.д.

    4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация)
    На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

    5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
    Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

    Таким образом, для учителя учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

    В процессе работы над проектом или исследованием у школьников формируется комплекс умений:

рефлексивные умения: уметь осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?; ставить цель и планировать ход ее достижения; контролировать последовательность выполнения плана, анализировать и оценивать процесс и результат своей работы; вносить коррективы в процессе деятельности.

поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; сделать запрос о недостающей информации у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
коммуникативные умения: организовывать коллективное планирование или участвовать в нем; взаимодействовать с любым партнером в группе при решении общих задач; осуществлять деловое партнерское общение; находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить компромисс; проводить интервьюирование, устный опрос и т.д.
презентационные умения: выстроить монолог или диалог; держать себя во время выступления; проявлять артистизм; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на вопросы.

    Освоение каждого этапа проекта завершается формированием соответствующего исследовательского умения. Поэтому педагогу важно обеспечить прохождение всех этапов проекта.

    См. продолжение статьи – Часть 2

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?