Главная  /  Исследовательская и проектная деятельность  / Средняя школа / Методика исследовательского и проектного обучения школьников

Методика исследовательского и проектного обучения школьников

Автор: Савенков А. И.


Предлагаемое методическое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского обучения и проектирования в современной образовательной практике основной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского и проектного обучения школьников в свете ФГОС.


    Мир, в котором мы живем, давно перестал быть стабильным. С каждым годом изменения в нем становятся все более интенсивными. Чтобы выжить в современном мире, человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в постоянно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.

    Поэтому в настоящее время в детской психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

    Это обстоятельство вызвало к жизни принципиально новое для российского образования явление – исследовательское обучение, а также содействовало реинкарнации проектного обучения. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная инициатива самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной работы детей, придание ей исследовательского, творческого характера. Таким образом учащимся передается инициатива в организации их познавательной деятельности.

    Человек с развитыми исследовательскими способностями будет более мобилен и профессионально, и социально. Научившись добывать новую информацию и адекватно оценивать степень ее достоверности, он в значительно меньшей степени будет подвержен внешнему деструктивному влиянию. Его труднее обмануть нечестным политикам, создателям тоталитарных сект, производителям некачественных товаров.
    Поэтому развивать исследовательские способности необходимо у всех детей, а не только у тех, кому предстоит стать учеными, полицейскими следователями или журналистами.

    В наше время исследовательские способности рассматриваются как неотъемлемый элемент профессионализма в любой сфере деятельности и самое главное – как одно из основных средств выживания в современной динамичной среде.

    Предлагаемая книга содержит ответы на вопросы о том, как это может быть сделано в условиях современного образования. Пособие содержит несколько разделов.

    Первый – «Теория исследовательского обучения». В этом разделе последовательно рассматривается общая характеристика исследовательского и проектного обучения, принципы и концепция исследовательского обучения, сходство и различия исследовательского и проектного обучения.

    Второй раздел посвящен вопросам диагностики исследовательских и проектных способностей школьников. Поскольку это родственные, но принципиально разные способы реагирования на проблемную ситуацию, они требуют разных способностей.

    Третий раздел книги кратко описывает содержание и организацию исследовательской и проектной практики учащихся. Особое внимание уделено в нем вопросам выбора тематики исследований школьников. Рассматривается этапность учебно-исследовательской деятельности.

    Четвертый раздел посвящен рассмотрению вопросов организации мониторинга исследовательской и проектной деятельности подростков. Эта часть работы педагога позволяет совершенствовать мотивацию проведения детских исследований и проектирования в основной школе.

    Данное пособие является частью учебно-методического комплекта, в который входят тетрадь для подростков «Стань исследователем», написанная в стиле самоучителя и ориентированная на помощь подростку в его первых научных изысканиях, а также методические рекомендации для проведения специальных занятий по развитию исследовательской компетентности школьников «Тренинг исследовательских способностей».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Раздел 1. Дидактические основы исследовательского и проектного обучения

    Глава 1. Исследовательское и проектное обучение в современном образовании
       Биологические корни
       Общая характеристика исследовательского обучения
       Принципы исследовательского обучения
       Концепция исследовательского обучения

    Глава 2. Исследование и проектирование в современном образовании
       Сходство и различия исследования и проектирования
       Проектирование и проектное обучение
       Культурно-исторические корни и перспективы проектного и исследовательского обучения

Раздел 2. Диагностика способностей к исследованию и проектированию

    Глава 3. Диагностика исследовательских способностей школьников
       Потенциал личности как фундамент исследовательских способностей
       Исследование как деятельность и оценка исследовательских способностей
       Диагностика способностей к проектированию
       Методы оценки исследовательских способностей

    Глава 4. Методики оценки уровней развития способностей к исследованию и проектированию
       Методика оценки исследовательских способностей школьников
       Методика оценки способностей к проектированию

Раздел 3. Исследовательская практика и проектная деятельность школьников

    Глава 5. Как включить школьников в самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность
       Главное таинство творчества
       Методика знакомства с понятием исследование
       Методики стимулирования поисковой активности школьников
       Коллекционирование как исследовательская практика

    Глава 6. Этапность и тематика исследовательской и проектной деятельности школьников
       Этапы исследовательской работы
       Этапы проведения исследований школьниками
       Руководство учебно-исследовательскими работами и творческими проектами школьников
       Работа с родителями
       Какими могут быть темы детских исследований
       Правила выбора темы
       Фантастические исследования и проекты
       Эмпирические исследования
       Теоретические исследования
       Проекты и проектирование

    Глава 7. Систематизация результатов детских учебных исследований
       Общая классификация тематики учебных исследований детей
       Подготовка к представлению результатов исследований школьников

Раздел 4. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся

    Глава 8. О результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
       Формы организации подведения итогов исследований и проектирования школьников
       Защита итогов исследования и проектирования
       Презентация исследовательской и проектной работы школьника

Заключение

Литература

Купить пособие в интернет-магазине

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?