Главная  /  Издательство  / События / Об экономическом образовании в начальной школе

Об экономическом образовании в начальной школе


27 мая 2011 года в Школе Управления Сколково проводился круглый стол «Финансовое образование в России: анализ ситуации и перспективы развития» в рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализация которого началась после подписания Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития в марте этого года.

Для участия в работе круглого стола были приглашены эксперты федеральных министерств и ведомств, ведущих ВУЗов страны, коммерческих структур, банков, НКО, а также авторы методик и школьных учебников по финансовому и экономическому образованию и создатели оригинальных проектов по финансовой грамотности из России и других стран.

Организаторы представили вниманию участников две брошюры – «Обзор программ по финансовому образованию в России», в котором собраны мнения экспертов о финансовой грамотности россиян и о проводимых программах, и «Реестр методик и программ финансового, экономического и предпринимательского образования в школах Российской Федерации» с методиками, учебниками и программами. И факультативный курс экономики для начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова представлен в нем достаточно подробно.

Среди участников круглого стола была Татьяна Викторовна Смирнова, автор курса экономики в системе Л.В. Занкова и таких книг, как «Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей», «Дом в обычном переулке», «Белка и Компания», «Экономический сказочный словарь»… В своем выступлении Т.В. Смирнова говорила об экономическом образовании в начальной школе:

«Уважаемые коллеги!
Спасибо за предоставленную возможность донести до вашего сведения опыт системы Занкова в области финансового образования в начальной школе. В выступлениях предыдущих ораторов неоднократно звучало утверждение, что у нас в стране отсутствует финансовое образование на стадии начального обучения. Позвольте мне с вами не согласиться. Я хочу рассказать вам о пятнадцатилетнем опыте преподавания основ экономики в системе Занкова. В сказочной, игровой форме учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. В учебных пособиях представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а сами учебные пособия представляют собой новую форму подачи материала: сочетание романтической сказки и научно-познавательной литературы. В результате сформировался новый жанр: экономическая сказка, в которой в основу интриги и развития сюжета положены основные экономические законы, категории и взаимозависимости. В результате по ходу развития сюжета складываются острые интриги и межличностные конфликты. Разрешение этих конфликтов способствует лучшему усвоению материала и формирует у школьников способность экономически грамотно мыслить. Главной особенностью и принципиальным отличием данного курса экономики является приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Сквозной темой проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Одним из основных направлений курса является осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. И усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества. Содержание учебного предмета не дается детям в виде готовых сентенций и выводов, напротив, учащимся предоставляется возможность самим находить решение. По ходу развития сюжетной линий неизбежно возникает столкновение различных экономических интересов, что порождает возникновение сложных жизненных коллизий. Соответственно, перед учащимися в полный рост встает проблема нравственного выбора: каким образом можно найти выход из конфликта? Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих. В заключение хочу сказать, что данный курс развивает экономическое мышление, учит детей грамотно пользоваться экономическим инструментарием и способствует более полному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, неотъемлемой частью которого являются экономические отношения».

 
Тэги: экономика

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?