Главная  /  Практика работы  / Конспекты уроков / Технология 4 класс. «Шьём лоскутную мозаику»

Технология 4 класс. «Шьём лоскутную мозаику»

Автор: Джурабаева Г. А.


Урок технологии в 4 классе по теме «Карман-лакомник» в разделе «Шьём лоскутную мозаику».

Подготовила и провела Галина Алексеевна Джурабаева, учитель школы № 6 г. Реутова Московской области.

Дети на протяжении 3-х лет знакомились с техникой шитья. В 1 классе это было первоначальное знакомство с иглой, знакомство со швами и изготовление простых изделий, таких как одежда для куклы. Во втором и третьем классе работа усложнялась, дети уже могли сшить простую игрушку, плоскую или объёмную, смогли освоить технику вышивания на ткани и бумаге.

Программа 4 класса предполагает более серьёзное овладение искусством ручного творчества. Работа с тканью начинает новый курс предмета «Технологии» в 4 классе. Одно из интереснейших старинных видов рукоделия – это лоскутная мозаика, незаслуженно забытая многими людьми в настоящее время. В крупных городах редко встретишь энтузиастов и поклонников этого ремесла. Пожалуй, только в глубинке можно сейчас встретить настоящих мастериц, искусно сочетающих лоскутки разных цветов, радующие глаз переливами узоров. А ведь изготавливая такие изделия, мастер показывает владение искусством шитья не менее интересное, чем, например, вышивка нитью или лентами. Вот такие работы можно встретить в современном Суздале.

   

 

Цель урока: познакомить детей с новой техникой шитья.
Задачи урока:
- обучение разметке и раскрою ткани;
- закрепление умения работы иглой, умения выполнять простейшие швы (на данном уроке шов «назад иголку», шов «через край»);
- формирование эстетического вкуса и чувства гармонии;
- воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа;
- воспитание бережливости и аккуратности.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: познакомиться с техникой лоскутного шитья, историей этого искусства в России.
Коммуникативные: умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Личностные результаты: формирование положительного отношения к школе на основе успешности в обучении.

Оборудование урока: кусочки ткани разных расцветок, заготовки для показа на разных этапах работы, тесьма, иголка, нитки в тон ткани и для отделки, булавки, ножницы, карандаш, линейка, бумага для выкройки.

Ход урока
1. Организационный момент и проверка готовности к уроку.
2. Беседа о старинном искусстве шитья. Материал для беседы представлен в учебнике на с. 4-5.
Задаём детям вопросы для повторения материала, пройденного на прошлом уроке:
- Давно ли человеку известно искусство лоскутной мозаики? Почему у народов разных стран развивалось это искусство? Какие изделия чаще всего находили своё второе рождение благодаря технике лоскутного шитья? Как относились люди к созданным изделиям и почему? Где сейчас можно увидеть элементы лоскутного шитья? Какой подарок вам предлагается сделать для того, чтобы порадовать себя и своих близких?

Обычно я предлагаю детям найти в дополнительной литературе или на сайтах интересный материал по теме, которая изучается в данное время. Этот материал могут рассказать специально подготовленные дети. Вот пример сообщения:

«Лоскутная работа зарождалась и развивалась, по-видимому, независимо у разных народов. Точный возраст этого древнейшего промысла определить столь же трудно, сколь трудно достоверно ответить на вопрос, когда человек впервые создал ткань и надел на себя сшитую из этой ткани одежду. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.

Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики — половички.

Поскольку «мелкоте» — так на Руси называли мальчиков и девочек до шести-восьми лет — новой одежды еще не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежду для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных, и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но могли пригодиться детям и внукам.

Следует сказать, что до XVIII века одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком стане, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа, от выращивания льна до производства ткани, не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.
Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок и к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.

Однако с появлением первых фабричных ситцев в XVIII веке и значительным их удешевлением в XIX веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев — лоскутные одеяла.

В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты-художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.

Однако в семидесятые годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Одни увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее — с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «веселием» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.

Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. А слова «пэчворк» (лоскутная работа) и «квилт» (стеганое лоскутное одеяло) давно не требуют перевода и понятны как профессионалу, так и самодеятельной мастерице-лоскутнице».

Учитель: Наше изделие называется карман-лакомник. Как вы думаете, почему он так назван?
Дети: В карман можно положить угощение для друзей или родных, или для себя.
Учитель: Рассмотрим образец. Какую форму имеет карман?
Дети: Карман имеет форму квадрата.
Учитель: Каковы размеры нашего изделия?
Дети: Размеры кармана 120 мм на 120 мм.
Учитель: Что представляет из себя узор на кармане? (сочетание квадратов одинакового или разного размера в шахматном порядке).
- Вспомним этапы работы на предыдущем уроке по изготовлению лоскутного рисунка на бумаге и составим план работы.

Дети читают план работы и комментируют его применительно к своей работе.
1. Рассмотри рисунок.
2. Начерти его в натуральную величину.
3. Пронумеруй детали.

Учитель: Для чего нужно пронумеровать детали?
Дети: Так легче сочетать детали, не запутаешься.

4. На этом этапе сделай шаблоны не точно по размерам деталей, а с припусками по 10 мм (рис. 3). Как ты думаешь, зачем?

Дети отвечают, что для сшивания должен быть припуск на шов, иначе изделие получится меньшего размера, чем запланировано, часть ткани уйдёт в шов.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок в учебнике и повторить то же самое.

5. Подбери хлопчатобумажные ткани, сочетающиеся по цвету.
Здесь учитель совместно с детьми класса может сделать анализ цветовой гаммы лоскутков, принесённых детьми. Необходимо обговорить сочетаемость по тону и яркости цвета. Какие ткани будут сочетаться и оттенять друг друга. Здесь уместно ещё раз обратиться к уже готовым изделиям.

6. Выкраивай детали по готовым шаблонам по долевой нити (как на с. 7).
Необходимо повторить, что такое долевая нить, т.к. материал для детей новый.

7. Сшей детали между собой швом «назад иголку», отступив от края 10 мм (рис. 4). Подумай, в какой последовательности удобнее сшивать.

Учитель: Почему сшивать детали лучше швом «назад иголку»?
Дети: Этот шов прочный, детали накрепко пришиваются друг к другу, в отличие от шва «вперёд иголку».
Дети определяют, что лучше сшить пары деталей, а потом сшитые пары пришить друг к другу, получится единое полотно.

8. Готовое лоскутное полотно проутюжь (рис. 5).
Учитель напоминает о правилах использования утюга и технике безопасности при работе с ним.

9. Оборотная сторона кармана делается из цельного куска ткани. Для неё выкрои квадрат того же размера, что и лоскутный рисунок. С припусками по 10 мм со всех сторон (рис. 6).
Учитель обсуждает с детьми, какого цвета лучше взять оборотную сторону. Дети приходят к выводу, что оборотная сторона должна сочетаться с лицевой стороной. Быть либо близкого тона, либо, наоборот, контрастного. Но сочетание цветов должно быть обязательно.

10. Сложи обе части кармана лицевыми сторонами вверх. Вверху кармана с двух сторон симметрично вставь петли из тесьмы. Прошей боковые и нижнюю стороны кармана швом «назад иголку» (рис. 7).

11. Срежь уголки, обработай край кармана петельным швом или швом «через край» (рис. 8).
Учитель: Для чего нужно срезать уголки?

Дети: Когда вывернешь изделие, в несрезанных уголках будет слишком толстый слой ткани, изделие будет топорщиться. Поэтому уголки следует срезать.

12. Выверни карман, расправь уголки с помощью карандаша (рис. 9).

13. Обработай «вход» в карман швом «через край» или петельным (рис. 10).
Учитель: Для чего нужно обработать верх кармана?
Дети: Необработанный край быстро истреплется, изделие будет неаккуратно выглядеть.

Далее заверни верх кармана внутрь и подшей швом «строчка» или «вперёд иголку с перевивом» (рис. 11).
Готовый карман-лакомник можно подвесить к пояску, носить на ремешке через плечо как сумочку.

Далее детям предлагается обсудить варианты сшивания лоскутков для лицевой стороны изделия. Уточняется, что порядок работы будет таким же, только изменится количество швов. Всё зависит от количества сшиваемых лоскутков. В этой технике можно сшить декоративное панно, чехольчик для душистых трав, игольницу. Дети могут предложить и другие варианты изделий (рисунки на с. 11).

Учащиеся выполняют работу с опорой на инструкцию в учебнике.
Работы получились красивые, дети с удовольствием демонстрировали полученные изделия и использовали карман не только как «лакомник», но и как кошелёчек.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?