Главная  /  Практика работы  / Методические находки / Проект «Готовимся к Масленице»

Проект «Готовимся к Масленице»

Автор: Болотских Е. В.


 

       Приближалась Масленица. В нашей школе всем классам было предложено подготовиться к празднованию. Сначала нам было не понятно, как готовиться. Решили узнать об этом празднике подробнее.
       На классном часе было решено выяснить:
1. Когда отмечают этот праздник?
2. Чему он посвящён?
3. Почему так называется?
4. Чем интересен этот праздник?

       Обсудив, где можно найти ответы на данные вопросы, класс разделился на группы. Часть детей решила искать материал при помощи Интернета, другие - в печатных источниках, в том числе в школьной и городской библиотеках. Необходимые сведения мы нашли на различных сайтах Интернета и в следующих книгах:
       Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Книга Принтшоп, 1989;
       История России: Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 2004;
       Путешествие с севера на юг. СПб.: Парштет, 2006;
       Энциклопедия зимних праздников. СПб.: Респекс, 1995;.
       Энциклопедия праздников. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

       После того как систематизировали и обобщили собранный материал, мы получили ответы на поставленные вопросы:
1. Масленица - последний зимний праздник.
2. Посвящён прощанию с зимой и встрече весны.
3. Праздник назван так потому, что всю неделю пекут блины на масле.
4. Масленицу празднуют всю неделю, причём каждый день имеет своё название, которое говорит, что в этот день полагается делать.
 

Понедельник – «Встреча»: устраивают горки из снега, качели, ставят столы с едой, мастерят куклу Масленицу из соломы и наряжают её.
Вторник – «Заигрыш»: устраивают весёлые игры, пляски, поют песни.
Среда – «Лакомка»: угощают друг друга, в том числе блинами.
Четверг – «Разгуляй»: катание на лошадях, взятие снежного городка.
Пятница – «Тёщины вечера»: тёща угощает зятя блинами.
Суббота – «Золовкины посиделки»: ходят в гости на блины.
Воскресение – «Прощёный день»: все просят друг у друга прощение, поют, пляшут, сжигают Масленицу, а пепел рассеивают по полю, чтобы придать силы будущему урожаю.
       Серёжа С. и Маша Е. нашли в Интернете картину Б.М. Кустодиева «Масленица», скопировали на диск и показали ее товарищам при помощи компьютера. Ребята обсудили, какой момент праздничной недели запечатлел автор. Потом мы посмотрели отрывок из художественного фильма «Снегурочка» (по пьесе А.Н. Островского), посвящённый празднованию Масленицы. Выяснив, что представляет собой этот праздник, стали обсуждать, как мы можем подготовиться к нему.
       Блины решили не печь, так как дети самостоятельно не справились бы с этой задачей. Игры, песни, хороводы ребята разучили в большом количестве в процессе исследовательской работы по теме «Культурное наследие нашего народа», которая началась ещё в 1 классе. Осталось смастерить куклу Масленицу. В старину их делали из соломы, это хорошо видно в фильме «Снегурочка». А как выглядят современные Масленицы?
       Опять обратились к Интернету и обнаружили, что сегодня кукол Маслениц делают из самых разных материалов: соломы, ткани, ниток и даже бумаги.


       Павел С. показал ребятам, как делать куклу из соломы. Этому его научили в Коломне. Оля В. показала куклу-закрутку, которую она сделала на занятиях рукоделия при городском храме Иконы Казанской Божьей Матери. Даша О. показала куклу, которую она смастерила летом у бабушки, живущей в г. Суворове Тульской области. Свою поделку она украсила разноцветными ленточками, которые привязала к рукам куклы. Каждая ленточка, в зависимости от цвета, имела своё значение. Например, жёлтая должна была привлечь к хозяину куклы богатство. Зелёная ленточка – мир и покой, красная – любовь и дружбу. О символическом значении цветов дети узнали в предыдущие годы обучения, во время исследовательской работы, посвящённой русскому народному костюму.
       В учебнике «Технология. Ручное творчество. 4 класс» (авторы Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик) мы нашли сведения из истории кукол, узнали, что их делают из соломы, ниток, ткани. Соломы у нас не оказалось, поэтому решили использовать другие материалы. Больше других на роль Масленицы подходила кукла-крестовец (с. 80). Она делается из природных материалов, сохраняет вертикальное положение, внешне напоминает Масленицу. Идея оформления куклы ленточками очень понравилась ребятам. Павел С. предложил привязать к рукам Масленицы ленточки. Последовав его совету, мы решили, что, прощаясь с Масленицей и с зимой, также символично можем попрощаться с невзгодами, накопившимися за год.
       Мы рассмотрели куклу, изображенную на страницах 80-81 учебника, подробно ознакомились с технологией её изготовления и составили план дальнейшей работы по подготовке к празднику:
1. Освоить технологию выполнения куклы-крестовец. Для этого принести необходимые материалы, ткань, которую не жалко испортить (чтобы потренироваться в изготовлении куклы).
2. Выполнить окончательный вариант Масленицы.
3. Провести защиту своей работы, где каждый расскажет о своей кукле и о тех невзгодах, с которыми желал бы проститься.
4. Вспомнить песни, пляски, хороводы, порепетировать.
5. Выступить на школьном празднике.
       На следующем уроке мы ещё раз рассмотрели, как устроена кукла. Обсудили, с чего начать: конечно, сначала надо соединить две детали (палочки или веточки) и получить крест. Дети пробовали по-разному выполнять крепёжный узел и пришли к выводу, что наиболее крепкий узел дан в учебнике на странице 81. Работу выполняли парами: один держит палочки, другой завязывает узел.


       Встал вопрос, что делать дальше. Дима П. предлагал делать куклу, начиная с головы. Марина П. считала, что сначала надо оформить туловище, а потом голову. Каждый использовал свой способ изготовления.
       Рассуждая о том, какой формы лучше взять ткань для головы и туловища, ребята вновь заспорили. Лера Х. решила использовать для туловища ткань прямоугольной формы, а для головы - квадратной. Катя К. думала, что для туловища можно взять ткань квадратной формы. Чтобы концы ткани располагались симметрично относительно левой и правой сторон куклы, решили найти середину квадрата или прямоугольника. Вспоминая уроки математики, свойство диагоналей, ребята нашли середину квадрата. Центр прямоугольника получили, складывая ткань пополам по вертикали и горизонтали.
       Стали обсуждать, как лучше закрепить голову на основе. Оля В. предложила использовать тесьму, а Настя А. решила обмотать место крепления головы несколько раз простой ниткой. Украшать голову куклы ребята решили платком – это один из традиционных головных уборов русских женщин. Антон П. хотел завязать платок узлом, а Катя К. - закрепить нитками.
       В конце урока после демонстрации своих работ ребята обсудили, какой способ изготовления куклы наиболее удачный. Все пришли к выводу, что куклу надо делать, начиная с туловища (платья). Дима П. начал работу с головы, поэтому ему не удавалось надеть платье на основу – мешала голова. Пришлось сделать отверстие в ткани шире. Из-за этого кукла выглядела неопрятно, была видна деревянная основа.
       Решили, что для головы надо брать ткань квадратной формы, а для туловища –прямоугольной. Катя К. показала свою куклу, у которой для платья выбрала ткань квадратной формы. Платье получилось широким и коротким.

 


       Оля В. отметила, что для закрепления ткани на основе надо делать двойной узел, так как одинарный и узел «бантиком» быстро развязываются. Платок, по мнению ребят, держится крепче, если закреплять ткань нитками. Рассматривая свои работы, дети решили, что для лица куклы надо брать однотонную светлую ткань, а для платья - тонкую ткань, так как её легче закреплять на основе.
       На заключительном уроке дети дружно делали Масленицу. Её невозможно было сделать без помощи товарищей: надо было постоянно держать куклу, помогать завязывать нитки и ленточки. Поэтому в конце урока ребята вспомнили пословицы, посвящённые дружбе и взаимовыручке: «Один – за всех, и все - за одного», «Чужому горю не смейся», «Дерево держится корнями, а человек – друзьями».
       На защите своей работы учащиеся рассказывали, как они делали куклу, с чем хотели бы расстаться в новом году. Например, Саше М. его кукла понравилась, только плохо набитая голова выглядела некрасиво. Своей Масленице он отдал драки и плохое поведение. Вика Н. сделала куклу с учётом всех предыдущих недостатков. Её работу одноклассники похвалили. Масленице Вика оставила плохие оценки. Настя А. была довольна своей поделкой. Хорошо подобранная ткань сделала куклу нарядной, симпатичной. Ей ученица отдала болезни и вредность.


       Ребятам так понравились куклы, что они уже не хотели сжигать их на костре. Настя К., готовя доклад по данной теме, узнала, что, по поверьям, чтобы избавиться от злых духов, нужно поместить вещь в тёмное место. Дети решили спрятать Масленицу - кто в тёмный шкаф, кто в диван, чтобы неприятности, от которых они хотели избавиться, исчезли.
       Для праздника Масленицы мы повторили русский народный танец «Калинка» и частушки. Выступления класса всем понравились. Дома дети рассказали родителям о том, что обозначают их куклы. Те, в свою очередь, похвалили их за работу и оставили Масленицу на долгую память.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?