Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / «Литературная гостиная»: авторская программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

«Литературная гостиная»: авторская программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей младшего школьного возраста
«Литературная гостиная»
Общекультурное направление
Срок реализации 3 года (2-4 класс)

Автор программы: Самыкина Светлана Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры начального образования СИПКРО

Оглавление

Пояснительная записка
Примерное тематическое планирование
Содержание разделов программы
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Диагностический инструментарий
Список использованной литературы
Приложения

Пояснительная записка

С введением ФГОС НОО обозначились обновленные цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. В Концепции духовно-нравственного развития четко очерчен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Развитию такой личности в полной мере способствует чтение, если это занятие желанное, если сформирован компетентный читатель. Читательская компетентность младшего школьника понимается нами как интегративная характеристика личности, которая включает три составляющие и показатели их развития: знаниевую составляющую (техника чтения, уровень восприятия художественного произведения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие), деятельностную (способность оперировать освоенными знаниями, умениями в условиях исследовательской, творческой, интерпретационной, проектной деятельности), мотивационную (интерес к чтению, мотивы обращения к книге).

Под влиянием современной медиакультуры в обществе изменился статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые характеризуют восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

Актуальность данной программы связана с тем, что знакомство с образцами художественной литературы, общение с искусством поможет ученику стать увлеченным, компетентным читателем, расширить свое культурное поле, познавать мир и себя самого. Особенность литературы – отражение действительности в художественных образах. Образ действует на воображение, на сознание ребенка, изменяя, воспитывая его, помогая открывать мир. Так формируется художественный вкус, способность видеть прекрасное в окружающем.

Программа имеет общекультурную направленность.

Новизна программы

Программа направлена на развитие всех трех составляющих читательской компетентности младшего школьника: знаниевой, деятельностной, мотивационной.

Знаниевая составляющая. Освоение литературных текстов (слушание, чтение, анализ, исследование текстов разных типов и жанров, инсценирование) будет совершенствовать восприятие художественного текста, формировать выразительность и правильность чтения. Работа с живописью разных стран и направлений, построенная по технологии «Образ и мысль», не только расширяет культурное поле ученика, но и способствует развитию речи учащихся.

Деятельностная составляющая. Ученикам предложены проектные задачи, построенные на необходимости освоить художественные тексты для создания нового продукта. Особенностью этого вида задач является погружение в жизненную ситуацию, которая требует поиска решения. Для этого ученики знакомятся с пакетом документов: текстов, мини-словарей, таблиц, рисунков, анализируют предложенные материалы и создают новый продукт, например: настольную игру «Два мира волшебной сказки», иллюстрированную страничку словаря крылатых слов и выражений, сборник произведений, карту. Такая работа будет способствовать формированию деятельностной составляющей читательской компетентности. Участие в интересных видах деятельности вызовет желание читать художественную литературу, обсуждать прочитанное, осмысливать. Так формируется мотивационная составляющая читательской компетентности.

Отличительной чертой программы является обеспеченность учебными пособиями, а именно рабочими тетрадями, для 2-4 классов, что значительно облегчает учителю организацию занятий. Система учебных задач, предложенная в пособиях, способствует формированию всех трех составляющих читательской компетентности.

Интегрированный подход к изучению образцов художественной литературы через выразительное чтение, анализ, театрализацию делает программу оригинальной. Работа с живописью призвана расширить культурное поле обучающихся, научить сопоставлять произведения словесности и живописи.

Логика расположения материала такова: в каждом разделе программы предлагаются разные виды деятельности: слушание литературных произведений в исполнении учителя или артиста (в записи), инсценировка, самостоятельный анализ фрагментов текстов, работа с живописью, групповая проектная работа по теме раздела.

Методы и формы работы
Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций, технология «Образ и мысль» (Приложение 1).

Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве. В учебных пособиях (рабочих тетрадях) предлагаются сценарии для работы в парах, в группах, а также для индивидуального исполнения.

Цель программы: формировать читательскую компетентность младшего школьника, расширять культурное поле обучающихся.

Задачи программы:
• формировать любовь к книге, к чтению;
• через организацию исследовательской, проектной, интерпретационной (театрализация) деятельности совершенствовать знания, умения по литературному чтению;
• развивать речь обучающихся;
• дать представление о живописи как искусстве;
• формировать навык коллективного творческого общения и взаимодействия;
• воспитывать компетентного читателя, чуткого слушателя, интересную личность, любящую Отечество, обладающую художественным вкусом, собственным мнением.

Программа обеспечена учебными пособиями для обучающихся:
1. Самыкина, С.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 2 класс: в 2 ч. / С.В. Самыкина; под ред. В.Ю. Свиридовой. – 4-е изд., испр. – Самара: Издательский дом «Федоров» 2013. – Ч. 1.– 64 с.; Ч. 2. – 48 с.
2. Самыкина, С.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 3 класс: в 2 ч. / С.В. Самыкина; под ред. С.Г.Яковлевой. Самара: Издательский дом «Федоров» 2015. – Ч. 1.– 64 с.; Ч. 2. – 64 с.
3. Самыкина, С.В. Литературное чтение: тетрадь для практических работ. 4 класс: в 2 ч. / С.В. Самыкина – Самара: Издательский дом «Федоров» 2015. – Ч. 1.– 64 с.; Ч. 2. – 48 с.

 

ПРОГРАММА

Приложения

Запись вебинара «Современные образовательные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе (с применением рабочих тетрадей С.В. Самыкиной)».

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?