Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Коллективная работа в стиле «дымка»

Коллективная работа в стиле «дымка»

Автор: Болотских Е. В.


Проект по технологии
«Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город»

Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска совершенно иных решений. Нетрадиционные по замыслу и организации уроки, без строгого, но логично выстроенного режима работы, с яркими, запоминающимися моментами, где соседствует привычное и непривычное, позволяют наиболее полно проявлять себя как учителю, так и учащимся. Именно поэтому с первого года обучения мы с детьми занялись проектно-исследовательской деятельностью на тему «Культурное наследие нашего народа». В течение 1 и 2 классов мы познакомились с работой мастеров прикладного искусства «Жостова», «Гжели», с элементами русского народного костюма, головными уборами народных красавиц и т. п.

В 3 классе мы начали делать проекты. Наиболее запоминающейся, наглядной, доступной является проектно-исследовательская деятельность детей на уроках технологии. На 3 году обучения нам было предложено участвовать в городском конкурсе «Солнечный город». На нём рассматривались поделки, сделанные руками детей. Сначала мы не знали, что конкретно будем мастерить. Хотелось связать поделку с классной темой «Культурное наследие нашего народа». Обратившись к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (авторы Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова), мы нашли материал о традиционных глиняных игрушках. Ребята решили узнать об этом подробней. Класс побывал в музее прикладного искусства в г. Сергиев Посад. Нашему вниманию были представлены филимоновские, каргопольские, дымковские игрушки. Наиболее яркими, симпатичными, весёлыми выглядели дымковские игрушки.

 

 

Ребята решили выполнить конкурсную работу в стиле «дымка». А что для этого необходимо?

Составили примерный план работы.
1. Освоить технологию изготовления дымковских игрушек из пластилина, используя материалы учебника «Твори, выдумывай, пробуй!».
2. В различных источниках (печатных, электронных) поискать дополнительный материал, посвящённый истории этого промысла, технологии работы с глиной, росписи фигурок.
3. Освоить технологию работы с глиной, в том числе и роспись.
4. Окончательно выбрать сюжет конкурсной работы и выполнить её.
5. Защиту провести, представив работу на конкурс.

На следующем уроке ребята рассказывали и показывали найденный материал. С удовольствием вспоминали о посещении музея, об увиденных работах. Рассматривая купленные в музее фигурки, вчитываясь в материал учебника «Твори, выдумывай, пробуй!», ребята рассказывали, как будут лепить барыню, а затем вылепливали её из пластилина. Аналогичная работа проводилась по изготовлению кавалера, детей, животных (на выбор).
На дом было предложено продумать эскиз конкурсной работы. Так как найти глину в природных условиях нашей местности нелегко, было решено приобрести её в магазине. На следующее занятие принести глину, салфетку, баночку для воды.

2 занятие.
На втором занятии дети делились своими замыслами, показывали сюжеты работ. После обсуждения ребята решили слепить парк отдыха г. Реутова. В парке будут гулять семьи, например, мама, папа и дети. Решили поместить и сказочные семьи, например, трёх поросят или козу с семью козлятами.
На этом занятии дети осваивали технологию работы с глиной. Для них это тоже была исследовательская работа.
Так как технология работы с глиной имеет свои особенности, учитель обращал внимание на крепление деталей фигур, затирку мест крепления.
Дети слепили дам, кавалеров, животных. Игрушки оставили для просушки.
Дома детям искали дополнительный материал по росписи дымковских игрушек, придумывали собственный узор, выбирали нужную гуашь, кисточку для раскрашивания.

 

 

3 занятие.
На следующем занятии происходила обработка изделий, прослушивание докладов ребят об особенностях росписи дымковских изделий, нанесение собственных узоров на игрушки.
В конце урока получилась небольшая выставка работ. Многие игрушки ещё не высохли, а уже покрылись трещинами.
На дом было предложено продолжить работу над поделками, найти более эффективный способ затирки трещин.
Для итоговых работ ребята разделились на группы, каждая из которых отвечала за изготовление определённых фигурок. Именно такая работа позволяет не бояться сделать неверный шаг, создаёт условие для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.

      

 

4, 5 занятия.
Непосредственное изготовление конкурсной работы по подгруппам: одни лепили людей, другие – животных, третьи решили мастерить карусели, деревья, цветы.
Дети вносили свои предложения по усовершенствованию работ. Кто-то заметил, что покрывая поделки клеем ПВА или окуная их в молоко, после просушки не образуются трещины на поверхности игрушек. При росписи игрушек не надо брать много воды на кисточку, иначе узоры начинают растекаться.
В конце урока, по традиции, мы всем классом обсуждали название нашей работы. Остановили свой выбор на названии «Наша дружная семья», так как мы долго готовились к конкурсу нашей большой семьёй - классом.
Работа была представлена в городской картинной галерее, получила приз зрительских симпатий. О работе класса родители сняли фильм «Дымка», с которым мы успешно выступали на открытых мероприятиях, на городской конференции.

 

 

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?