Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Отец - это звучит гордо (протокол родительского собрания отцов)

Отец - это звучит гордо (протокол родительского собрания отцов)

Автор: Нафикова А. А.


        Цели и задачи:
– дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность;
– привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций;
– дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания;
– направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.
        Участники собрания:
папы учеников 3 класса, классный руководитель, школьный педагог-психолог.
       Оформление, оборудование:
выставка литературы о воспитании; выставка детских рисунков «Мой папа»; на классной доске - название темы родительского собрания; столы в классе расставлены для трех групп (на столах листы с описанием педагогических ситуаций); мультимедийный проектор.

       ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
       «А придут ли вообще отцы на собрание?» - сомневалась я. Поэтому заранее продумала «Приглашение».
        А как начать разговор? И тут мне на помощь приходят анкеты, которые я заранее попросила заполнить отцов. Ответы на вопросы анкеты дают «зацепки», начальные темы для общения.
        Полностью подготовка классного часа включила в себя следующие этапы:
1. Подготовка презентации.
2. Проведение среди детей класса конкурса рисунков «Мой папа».
3. Написание детьми в классе сочинения на тему «Мой папа».
4. Анкетирование отцов (Приложение №1).
5. Подготовка приглашений на собрание.
6. Приглашение школьного психолога для участия в работе собрания.
7. Подготовка выставки книг о воспитании.

       ХОД СОБРАНИЯ
       Папы проходят в класс, занимают места за «круглыми столами», в результате чего образуются три группы участников собрания.
       1. Вступительное слово учителя
       Поблагодарила присутствующих за то, что нашли время для нашей встречи, за откровенные и полные ответы на вопросы предложенной анкеты, за доверие.
Почему на собрание сегодня приглашены только папы? Ответила на этот вопрос и предложила их вниманию свои размышления как классного руководителя на тему: «Какой папа нужен ребенку?». Выступление сопровождала показом слайдов.
       2. «Круглый стол»: «Проблемы и решения: что делать, если...»
       Учитель: Уважаемые, папы! Очень часто мы со своими детьми попадаем в трудные ситуации. Я вам предлагаю попробовать найти правильное решение.
       ...Что делать, если ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?
       Папы глубоко и детально обсуждают данную ситуацию в своей группе, вырабатывают решение, и представитель каждой группы предлагает выход из ситуации, а приглашенный психолог обобщает ответы и комментирует их.
       Совет психолога: Если есть возможность, пойдите в критической, «предскандальной» ситуации ребенку навстречу. Разумеется, не заискивая, а очень спокойно. Не бойтесь, что в этот момент ребенок может почувствовать себя безнаказанным.
       Важнее то, что сейчас вы подаете ему пример спокойного и корректного поведения: «Вот так надо себя вести в гостях, в театре - как я, а не как ты...»
       ...Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребенка гулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
       Совет психолога: А почему бы не воспользоваться случаем и не дать сыну или дочери поучиться умению вести себя в обществе?
       Научите ребенка задавать вопросы для поддержания беседы, отвечать на неизбежные вопросы.
       ...Что делать, если у вашего ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы.
       Совет психолога: Желательно заранее предупредить возникновение такого отношения. У ребенка пропадает охота говорить, когда он чувствует, что он не в центре вашего внимания.
       Всегда внимательно слушайте ребенка, смотрите ему в глаза, поощряйте продолжать рассказ, спрашивайте, предстаньте перед ребенком живым человеком, просто расскажите о школе, где вы учились, о жизни в пионерском лагере, о первом свидании и так далее.
       3. Знакомство с выдержками из сочинений ребят (естественно, не указывая на автора)
       Учитель: Я думаю, что мои ученики всегда с удовольствием делятся своими мыслями, впечатлениями, вы пользуетесь у них авторитетом. Но согласитесь, авторитет не заменит любви. Предлагаю вашему вниманию выдержки из сочинений ребят.
       4. Воспитательный сюжет «Раскаяние отца». Чтение и обмен мнениями
       Предлагаю вниманию отцов сюжет горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны, и просит прощения у своего маленького сына. Этот текст написан известным американским журналистом Ливингстоном Ларнедом. Но мне кажется, он созвучен тому, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут (Приложение № 2)
        Учитель: Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию? Как вы полагаете, насколько описанная ситуация типична?
        Дается время для свободных высказываний отцов.
        5. Презентация книг о воспитании:
       А.С. Спиваковская. «Как быть родителями» - книга посвящена психологии родительской любви;
       В.А. Сухомлинский. «Письма к сыну». Автор ведет разговор о гражданском долге, о нравственности и морали;
       В.А. Сухомлинский. «Как воспитать настоящего человека». Сухомлинский считал самой главной в работе школы проблему нравственного воспитания. В этой книге он дает практические советы по воспитанию;
       В. Леви. «Нестандартный ребенок». Эта книга объединяет в себе свойства учебника и романа, она о детях и не только о детях. Ребенок как человек и человек как ребенок: общение старшего с младшим; дети, не похожие на других; интимное воспитание;
        Э. Ле Шан. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». Автор рассматривает наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье;
        А.С. Макаренко. «Книга для родителей». Обращение к жизненному опыту помогает лучше понять и усвоить рекомендации по воспитанию детей, которые даются в книге.
        6. Советы родителям
       Отцам вручаются памятки «Советы родителям» (см. Приложение № 3) и визитки.
        7. Решение собрания
1) Принимать активное участие в воспитании детей, так как воспитание только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя.
2) Строить между отцом, сыном или дочкой добрые, взаимообогащающие отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
3) Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
4) Не применять к детям физических мер воздействия.

      ПОСЛЕСЛОВИЕ К СОБРАНИЮ
Что же дало мне, классному руководителю, это собрание? Должна признаться, эффект превзошел даже самые смелые ожидания. Диалог с отцами получился! Я увидела, насколько многие папы тревожатся за своего ребенка, многое узнала об учениках. Мне стали понятны некоторые совершенные детьми поступки, а также то, чему нужно уделять больше внимания. Начало положено - есть доверие, есть повод задуматься...
А отцы благодарили за встречу, выражали готовность оказать любую помощь при организации походов и спортивных мероприятий, при организации экскурсий на место работы родителей. И это не осталось только словами: так, усилиями отцов была организована экскурсия на Ириклинскую ГРЭС, папа - воин-интернационалист принял активное участие в классном часе на тему «Спасибо,
солдат!».

       Приложение №1
       Анкета для отцов
1. Знает ли Ваш ребенок, где Вы работаете и что делаете на работе? Был ли он у Вас на работе?
2. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
3. Задает ли Вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт, др.)?
4. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?
5. Что Вы делаете, если ребенок отказывается выполнять домашнюю работу?
6. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
7. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
8. Каким бы Вы хотели видеть будущее ребенка? Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно его воспитания и обучения в школе?
Благодарим за участие.

        Приложение №2
       Воспитательный сюжет
       «Раскаяние отца»

        «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал книгу, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с осознанием своей вины.
        Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
        За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
       Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
       Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.
        Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
        Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.
        А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!»
У. Ливингстон Ларнед

         Приложение №3
        Памятка «Советы родителям»
1. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!
2. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребeнку, будьте последовательны - и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребeнка, но, никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.
3. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
4. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребeнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребeнка, снимает напряжение.
5. Ни в чeм не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.
6. Никогда не упрекайте ребeнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещe мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим...»
7. Бывает так: папа уходит утром, мальчик ещe спит, приходит вечером - мальчик уже спит. А в воскресенье папа - на рыбалку. Хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»
8. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
9. Мы привыкли, что дети о чeм-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей или только приказываете?
10. Когда ребeнок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.
11. Провожайте ребeнка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребeнка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.
12. Внушайте ребeнку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
13. Во всeм действуйте собственным примером.
14. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие - гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
15. Говорите обо всeм без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.
16. Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребeнка это занимательное зрелище.
17. Следите, чтобы ваш ребeнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребeнок на уроке - грустное зрелище.
18. Принимайте участие в жизни класса и школы. Для ребeнка важно, чтобы его школа стала частью вашей жизни.
Успехов вам в воспитании детей!

Журнал «Практика образования» №3/2010.

 
Тэги: собрание

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?