Главная  /  Практика работы  / Внеурочная работа / Родительское собрание «Особенности и трудности периода адаптации к школе у первоклассников»

Родительское собрание «Особенности и трудности периода адаптации к школе у первоклассников»

Автор: Хмельницкая О. В., Меняйло И. Л.


Задачи:
- проанализировать итоги первичной адаптации первоклассников;
- выработать совместно с психологом, родителями рекомендации по адаптации детей.

Оборудование:
бланки по количеству родителей, «эмоции» (гримаски радости, печали, гнева, удивления, страха), диаграммы с результатами обследований.

Форма работы: «круглый стол».

Предварительная работа:
1. Учитель проводит опрос родителей «Что вы ожидаете от системы Л.В. Занкова».
2. Анализ медицинских карт учащихся (цель - узнать состояние здоровья детей на момент 1.09).
3. Проведение анкетирования родителей с целью получения информации о режиме дня первоклассника, изменении настроения. (Проводится психологом.)
4. Интервьюирование и диагностика адаптации первоклассников (мотивация, тревожность, контакты с детьми и учителями).
(Проводится психологом.)

План собрания:
1. Приветствие первоклассников.
2. Мозговой штурм «Эмоциональный коктейль».
3. Постановка проблемы. Знакомство с особенностями физиологических условий адаптации.
4. Обсуждение родительских ожиданий и беседа об особенностях системы развития Л.В. Занкова.
5. Создание психологических условий для адаптации первоклассников.
6. Выработка рекомендаций (практикум для родителей).

ХОД СОБРАНИЯ
Приветствие первоклассников (сочинила Шулаева Елена Николаевна - мама Юли Шулаевой)

1-й ученик:
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, промокашки.
Теперь не просто дети мы,
Хором:
Теперь мы первоклашки!
2-й ученик:
Вот и мы, встречайте нас!
Мы - ваш новый первый класс!
Отправляемся мы в школу
Рано утром, в семь часов.
3-й ученик:
Мы приходим все с бантами.
Брюки гладим теперь сами!
Посмотрите, стрелки есть:
Может - пять, а может - шесть!
4-й ученик:
Я тороплюсь, я в школу мчусь!
Ура! Я - ШКОЛЬНИК! Я учусь!
И вот мой класс,
Мой 1 «Б».
Здесь месяц я учился.
Даю вам слово, -
Из меня ученый получился!
5-й ученик:
Хоть читать давно умеем,
В школе некогда скучать.
Ведь нас стали в 1 классе
По-занковски обучать.
6-й ученик:
Привыкаем мы к порядку,
Утром делаем зарядку.
И встаем мы всякий раз,
Как учитель входит в класс.
7-й ученик:
Мы - теперь ученики,
Нам не до гуляния.
На дом задают крючки -
Трудное задание!
8-й ученик:
В классе заняты все делом
От звонка и до звонка.
Только жаль, что переменка
В школе очень коротка.
9-й ученик:
Будем все же мы стараться -
Сил и времени не жаль.
Мы успешно одолеем
Наш «нечаевский» букварь.
10-й ученик:
В школе нам уж показали,
Как писать большую «А».
В школе нам уж рассказали,
Что такое цифра «2»!
11-й ученик:
«Два» поставят, так и знай!
Это значит, ты - лентяй!
Только мы пока не знаем,
Кто окажется лентяем!
12-й ученик:

Сколько в школе мы узнаем,
Сколько книжек прочитаем!
Нам по этому пути
Много лет еще идти!
13-й ученик:
Дорогие наши мамы и папы!
Дорогая Ирина Леонидовна!
Мы обещаем вам учиться,
Чтоб нами вы могли гордиться,
Чтоб нашу школу прославлять,
Чтоб все уметь и много знать!

Мозговой штурм «Эмоциональный коктейль»
Родители рассаживаются по группам (по 5-7 человек). На столах - заготовленные бланки по количеству участников обсуждения. На доске прикреплены изображения эмоций радости, страха, печали, удивления, гнева.

Психолог: Ваши дети проучились в школе первую четверть, и в связи с их учебой у вас возникают и сохраняются в сердце самые разнообразные чувства и настроения. Подумайте, какие чувства наполнили вашу жизнь за прошедший период, чем они вызваны. Запишите свои мысли на листах бумаги.
(Родители выполняют задание, затем в группе обсуждают сначала положительные чувства, что они испытывают в связи с учебой ребенка.)

На листах выписаны следующие причины для позитивных эмоций:
- Успехи ребенка, несмотря на сложность программы Л.В. Занкова, - 62,5%.
- Хорошее настроение ребенка - 50%.
- Ребенок повзрослел (стал самостоятельнее, организованнее, больше читает и т.д.) - 50%.
- Активно участвует в жизни школы, появились друзья - 37,5%.

На следующем этапе родители в группах проговаривают те проблемы, которые их беспокоят, и принимают решение (коллективно) озвучить некоторые из них (это могут быть наиболее частые или, напротив, необычные вопросы).

Дается время на обсуждение проблем в группах. Затем представители групп выступают. Возможно, будут выражены разные мнения, поэтому необходимо корректно и быстро реагировать на высказанные предложения.

После того как каждая группа высказалась, психолог подытожила обсуждение, перечисляя и выписывая актуальные проблемы на доске:
- Неорганизованность ребенка (неаккуратность, леность, неусидчивость, невнимательность и др.) - 75%.
- Построение взаимоотношений с детьми - 62,5%.
- Беспокойство, что ребенок не справится с учебой, потеряет интерес, - 44%.
- Поведение ребенка - 25%.
- Повышенная эмоциональность - 31%.
- Самооценка - 17%.
- Избыток информации (противоречивость, размытость границ «добро-зло») - 19%.
(Родители предложили более подробно обсудить следующие проблемы.)

Папа Арины: Сейчас существует много различной информации, по ТВ, в журналах, и дети не способны разобраться, что хорошо, а что плохо. Как их уберечь от ошибок в принятии решений?

Мама Даниила: Мой ребенок очень эмоционален. Я опасаюсь, что, если у него не сложатся отношения с одноклассниками, он может не захотеть ходить в школу...

Знакомство с особенностями физиологических условий адаптации
Выступление психолога:
По данным статистики, сегодня почти все дети имеют те или иные формы нарушения здоровья. Так, по данным анкетирования родителей, в классе на момент начала обучения в школе 52% таких детей.
А в связи с приходом ребенка в школу могут произойти изменения в его состоянии, поэтому необходимо учитывать следующие факторы:
- Изменение режима дня ребенка по сравнению с детским садом.
- Значительное увеличение нагрузки на зрение и позвоночник в связи с продолжительными занятиями в одной позе.
- Значительное увеличение нагрузки на мелкие мышцы руки.
- Недостаточность двигательной активности; а в возрасте 6-7 лет особенно важно развивать гибкость, ловкость, поэтому необходимы занятия спортом и закаливание (проблему могут решить даже обыкновенные, но регулярные прогулки на свежем воздухе, во время которых ребенок может бегать, играть, свободно двигаться).

Дети еще не способны самостоятельно заботиться о своем здоровье, они не знают и не понимают, что это значит - «заботиться о здоровье».
Анкетирование родителей по «Карте наблюдений за состоянием здоровья школьника» показало, что дети адаптируются к школьному обучению нормально, не выявлены ученики с явными признаками нарушений в психическом состоянии в связи с приходом в школу.

Однако анкетирование по «Режиму дня учащегося» показало, что не все родители уделяют должное внимание факторам здорового образа жизни ребенка, а это может привести к нарушению его здоровья и эмоционального благополучия. Так, 50% родителей уделяют недостаточно внимания двигательной активности ребенка (в том числе прогулкам на свежем воздухе), при этом 29% детей много времени проводят у телевизора и за компьютером в ущерб движению (в отдельных случаях дети в 2-3 раза больше времени проводят у экрана, чем на улице). Все это может привести к гиподинамии, нарушению осанки, зрения, мозгового кровообращения, сформировать зависимость от экрана, игр, подавить творческие процессы у ребенка.

В 21% случаев отмечен недостаток сна (менее 9 часов в сутки), что также может привести к переутомлению, снижению работоспособности и активности мыслительной деятельности.
Все эти данные говорят о том, что наша первоочередная задача - отрегулировать режим дня, режим питания, распределить время ребенка после занятий в школе так, чтобы постоянно чередовались виды деятельности: интеллектуальная нагрузка сменялась физической активностью.

Беседа об особенностях системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Всегда ли оправданы родительские ожидания?

Выступление классного руководителя:
Уважаемые родители! Наконец-то настал день (сегодня 20 ноября), когда мы можем поговорить с вами о первых шагах наших детей в первом классе. Я считаю, что у меня за 20 лет педагогической деятельности произошел уникальный случай, когда из 25 учеников - 24 из «Малышкиной школы».

Вы все переживали, тревожились: «А готов ли мой ребенок стать учеником?», «Как он сможет преодолевать первые школьные трудности?», «Хорошо ли ему будет в школе?» Хотя всем детям по шесть лет, но они все, конечно же, разные. Кто-то опережает свой возраст, а кому-то еще нужно подрасти. Ведь биологические часы у всех идут по-разному. Вы должны знать это и не расстраиваться, если что-то идет, с вашей точки зрения, не так, это учитывают все педагоги, работающие с нашим классом. Ведь цель у нас общая - создать каждому ребенку оптимальные условия для развития. Я предлагаю объединить наши усилия и достигнуть этой цели.

В классе 12 мальчиков и 13 девочек. Мальчики до сих пор приносят в школу машинки, настольные игры, роботов. Они еще не наигрались. Много бегают на переменах. Для них трудно начинать урок: вспоминают, что не успели сходить в туалет и приготовиться к уроку. Девочки уже более организованные, спокойные, уверенные. Но я не сомневаюсь, что скоро ситуация выровняется. Считать, что происходит что-то катастрофическое, не нужно. Большинство различий обусловлены различиями в развитии мальчиков и девочек. Я думаю, что этой важной и интересной проблеме мы посвятим одно из наших собраний.

Мозг первоклассника еще незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, иначе, чем у взрослых. Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Многие сравнивают ребенка с собой. Вы говорите ребенку: «Вот когда я был(а) в школе, я...», но ведь это вы, а ваш ребенок особенный, совсем другой, и с этим нужно считаться. Да и мир изменился вокруг нас: он скоростной, больше информации - телевидение, радио, Интернет. Как же ребенку приспособиться к такому потоку информации?!

Ребенку очень нужно, чтобы родители его любили, понимали, защищали. Я вижу, с какой любовью вы провожаете и встречаете детей. Наш класс находится на первом этаже гимназии. Они машут вам в окно, посылают воздушные поцелуи, и вы спокойно идете на работу, зная, что детям уютно и комфортно в школе, что здесь их тоже любят!

Это важно для их здоровья, и физического, и психического. Что бы ребенок ни натворил, как бы сильно вас ни огорчил - не отталкивайте его. Один известный американский детский хирург сказал, что для нормального развития ребенку нужно двенадцать объятий в день, а для того, чтобы просто существовать, - четыре.

А если этого нет? Тогда возникает так называемая «выученная беспомощность». Если ребенок старается в школе, но что-то не получается, а мама-папа ругают, учительница сердится? Тогда ребенок может начать болеть. Стресс, связанный с чувством выученной беспомощности, резко снижает иммунитет. Мама удивляется: «Все здоровы, а мой то и дело болеет. И так в школе проблемы, а он еще и пропускает занятия. Почему?» А потому, что у него ни дома, ни в школе нет чувства защищенности, отсюда - разрушительное чувство выученной беспомощности.
Ребенок в этом возрасте еще не способен реально оценить себя, результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Если его оценка совпадает с вашей - все в порядке. Если же ему нравится, а вам нет, то у ребенка два выхода. Первый - как бы не замечать вашей оценки. Вы говорите «плохо», а он не слышит. Нам это кажется проявлением плохого поведения, неуважением к нам. А на самом деле это тот выход, который дает возможность ребенку сохранить себя. Второй выход - поверить вашей плохой оценке его труда, а значит, признаться, что он «плохой». Такая ситуация очень тяжело переживается ребенком, так как он не умеет проигрывать. Это ранит его психику и очень тяжело преодолевается. Именно поэтому в первом классе не выставляются отметки ни в тетрадях, ни в журналах!

Нет таких ситуаций, нет таких проступков, за которые родные люди могут сказать ребенку: «Я тебя не люблю». Если вам дорог ребенок, его здоровье, будущее, на фразы такого типа должен быть наложен категорический запрет.

Итак, ребенок делает ошибки и не может их не делать. Мы, конечно, должны помочь ему увидеть эти ошибки и исправить их, но при этом важно не превратиться из любящего родителя в злобного цензора. На наш взгляд, один из самых страшных пороков обучения первоклассников - это воспитание боязни ошибки.

Если ребенок панически боится ошибиться, он не ищет закономерностей, не пробует, не экспериментирует. Боязнь ошибки порождает трусость мысли. Он перестает думать, размышлять, анализировать, сопоставлять - он только вспоминает. Он мучительно вспоминает то, что говорил учитель или мама, то, что написано в учебнике.

При первых школьных трудностях надо решить для себя главное: или вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка. Какова ваша цель: уличить в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научится читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникнет отвращение к учению - это беда.
В заключение я хочу сказать, что все эти проблемы нам помогает решать система развивающего обучения Л.В. Занкова, она в полной мере открывает перед ребенком увлекательный мир знаний, сохраняя его здоровье! Это система, где учебники опираются на природосообразные принципы развития ребенка, учитывая и особенности мальчиков и девочек. Развивается не только ученик, но и учитель, и родитель. Я ощущаю радость от своего труда, дарю эти чувства детям. Я вижу, как горят их глаза на уроке. Система развивающего обучения Л.В. Занкова способствует развитию у учеников самостоятельности, уверенности в себе. Они получают крепкие, прочные знания по всем предметам. Отличаются открытостью, доброжелательностью, умением вести диалог. Наши дети конкурентоспособны, успешно оканчивают школу, уверенно идут дальше по жизни.

К родительскому собранию я просила вас написать, каких результатов вы ожидаете от обучения детей по системе общего развития Л.В. Занкова.

Приведу примеры некоторых из них. (Учитель зачитывает выдержки из работ родителей.)

Создание психологических условий для успешной адаптации первоклассников
По результатам диагностики адаптации и бесед с детьми становится ясно: в основном дети легко привыкают к школе. Содействует этому процессу и тот факт, что дети посещали занятия по подготовке к обучению в «Малышкиной школе».

87% детей испытывают эмоциональный комфорт, несколько повышена тревожность у 8% детей, хорошо складываются отношения с одноклассниками и учителями более чем у 70% первоклассников, мотивация к школе в основном хорошая и высокая, негативные переживания проявились у 1 ученика.

В чем особенно нуждается ребенок в период адаптации к школе?
- В заинтересованности родителей его школьной жизнью (учебой, общением со сверстниками, с учителем).
- В эмоциональной поддержке (особенно когда не все получается), в спокойной доброжелательной обстановке дома.
- В учете его индивидуальных особенностей (темп работы, утомляемость, внимательность, общительность).
- В поощрении (не только за учебные успехи, но и за различные добрые поступки, творчество, старание, помощь и т.п.), что формирует личность и самооценку ребенка.
- В продолжении общения с одноклассниками и после школы, поиске единомышленников.
- В предоставлении самостоятельности в самообслуживании, в учебной работе и в обоснованном контроле его учебной деятельности.
- В единстве требований родителей и учителя.

Выработка рекомендаций
В процессе коллективного обсуждения родители вырабатывают несколько рекомендаций для решения проблем, озвученных в начале собрания.
Психолог записывает рекомендации на доске.

Результаты обсуждения (рекомендации):
• Продумать режим дня школьников, чередуя малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности.
• Уменьшить количество (и отследить качество) просматриваемых телепрограмм и время игры на компьютере.
• Контролировать продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе - 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха).
• Чаще организовывать совместное проведение досуга детей с родителями, семьей и с одноклассниками.
• Создать микрогруппы по типу «звездочек» для организации соревнований во внеучебной и внеклассной работе.
• Организовать занятия психолога с группой ребят, имеющих затруднения в адаптации.

 
Тэги: собрание

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?