Главная  /  Новости  / Новости редакции / УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Основы духовно-нравственной культуры народов России

Авторы программы: Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова

Цель курса – воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Поскольку курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» интегрирует культурологическое содержание и направлен на развитие прежде всего личностной сферы обучающихся, содержание учебника построено на межпредметных связях, обращении к ранее изученному учениками материалу и их собственному опыту. Раскрывая разные стороны культуры, авторы курса пытались подходить к анализу проблем не с точки зрения общества, предлагающего эти ценности, но максимально учитывать позицию ребенка, осваивающего эти ценности, обращаться к его опыту. Этим объясняется помещение в учебник фрагментов из воспоминаний о детстве взрослых людей. В этих текстах сочетаются два взгляда на проблему: ребенка, переживающего ту или иную ситуацию, и взрослого, представляющего позицию общества.

Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках. Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшей выступает «золотое правило нравственности».

Ключевые понятия курса: «поступок», «Родина», «семья». Это позволяет связать этику, берущую начало от древнегреческого этоса (действия, за которое отвечает человек), со всеми компонентами культуры, в которые так или иначе включается размышление о поступке. Тексты, рисунки и задания фиксируют внимание ребенка на особенностях поступка, у которого есть причины и который имеет последствия, оказывающие влияние не только на человека, совершившего действия, но и на окружающих людей. Через содержание всего учебника проводится мысль о необходимости каждому человеку думать о том, к чему приведет его поступок.

Содержание учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей», 4 класс, соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/310 от 12.10.2011) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-168 от 24.10.2011).
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объем: 2 части по 112 стр.
Формат 195х255 мм.
Интегральный переплёт
Полноцветное издание

Учебные пособия, которые могут быть использованы при изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / Под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Щуркова Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие для 4-5 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Еремеева В.Д. Воспитание толерантности: Сб. статей для педагогов, школьных психологов и родителей. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 

Видеолекция автора курса Е.Н. Петровой, посвященная представлению курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с одной стороны, рассматривается как фундамент для дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления ее гражданственности; с другой стороны, как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я»-идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заложено в программу и учебник («Я в мире людей», 4 класс), разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции1, основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

При разработке курса учитывались, прежде всего, возрастные особенности детей. Разговор о нравственности с ребенком 10-11 лет имеет свои особенности. Дети этого возраста уже утратили доверчивость первоклассников, но их мышление имеет пока определенные ограничения, не позволяющие им, как, например, подросткам, рассматривать явления с разных сторон, учитывать сложность и противоречивость таких важнейших категорий, как добро и зло. Они много слышали о том, что они должны и обязаны делать в различных ситуациях, и часто не склонны воспринимать прямой разговор о нравственности. Именно поэтому в данном учебнике активно используются символические, образные и эмоциональные возможности притч, литературных произведений, художественных изображений, формирующие у обучающихся важнейшие представления о ценностях гражданского общества косвенно, опосредованно, вне менторского наказа.

Раскрывая разные стороны культуры, авторы курса пытались подходить к анализу проблем не с точки зрения общества, предлагающего эти ценности, но максимально учитывать позицию ребенка, осваивающего эти ценности, обращаться к его опыту. Этим объясняется помещение в учебник фрагментов из воспоминаний о детстве взрослых людей. В этих текстах сочетается два взгляда на проблему: ребенка, переживающего ту или иную ситуацию, и взрослого, представляющего позицию общества.

Большие сложности были связаны с описанием семьи и разнообразных внутрисемейных отношений, тем более что ребенку важно увидеть в тексте учебника особенности собственной семьи, а не идеальной. Учитывался также и недостаток общения между разными поколениями, свойственный современным семьям.

Не случайно описание праздника в учебнике (ч. 2, с. 28) дается не внутри локальной семейной группы, а в доме у бабушки, где встречаются многие родственники и возникает ощущение единства нескольких поколений людей.
Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках.

Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшим выступает «золотое правило нравственности».

Ключевые понятия курса: «поступок», «Родина», «семья». Поступок понимается как ответственное действие (М.М. Бахтин). Это позволяет связать этику, берущую начало от древнегреческого этоса (действия, за которое отвечает человек), со всеми компонентами культуры, в которые так или иначе включалось размышление о поступке. Через тексты, рисунки и задания внимание ребенка фиксировалось на особенностях поступка, у которого есть причины и который имеет последствия, оказывающие влияние не только на человека, совершившего действия, но и на окружающих людей. Через содержание всего учебника проводится мысль о необходимости каждому человеку думать о том, к чему приведет его поступок.

Поскольку дети в разных учебных курсах и внеучебных ситуациях много раз встречались с понятиями вежливости и правилами поведения, осваивали и обсуждали их, мы предпочли не возвращаться вновь к повторению этих правил, но, исходя из идеи поступка, показали историю возникновения этикета и результат его применения или неприменения в жизни. Большинство заданий в этой теме связано с активной самостоятельной работой детей по формулированию правил этикета в зависимости от условий, в которых они должны применяться.

К теме Родины дети многократно обращаются на разных уровнях ассоциативного ряда. Курс начинается с прямого разговора о патриотизме и заканчивается пронзительным рассказом Р. Погодина «Что у Сеньки было» (ч. 2, с. 98), где родина, изображенная сквозь призму восприятия мальчика - ровесника четвероклассников, впервые увидевшего с высоты холма привычные деревенские объекты, предстает самым дорогим и единственно родным местом на земле, которое неразрывно связано с домом, семьей. Кроме того, при рассмотрении нравственных понятий, а также составляющих культуры, опора делается на фактологический материал, открывающий с разных сторон достоинства, многообразие, величие Российской Федерации как нашего общего дома.

Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;
- объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);
- выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;
- реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.

Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:

1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;
2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;
3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;
4) развитие нравственных представлений во времени, понятие «поступок», или «этос», моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;
5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;
6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;
7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей», дает возможность каждому ребенку определить сферу своих интересов. Погружение в широкую общественную и природную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Родине и родному краю, к людям Земли и их прошлому и настоящему, к своей семье; чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Программа предоставляет возможности в каждой теме привлекать краеведческий, этнокультурный, литературный материал, который конкретизирует общие для личности, культуры и страны закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Освоение содержания курса организуется на деятельностной основе: учебник стимулирует активную самостоятельную деятельность учащихся как индивидуальную, так и коллективную, чему способствуют, например, формулировки заданий:

- «Как ты думаешь…», «Приведи пример…», «Объясни…», «Рассмотри…», «Что ты делаешь для того, чтобы…» (индивидуальная работа);
- «Приведите примеры…», «Обсудите с одноклассниками…», «Придумайте…», «Нарисуйте…» (условное обозначение «Работа в группе»).

Большая часть заданий стимулирует учащихся к творческому осмыслению знаний, позволяет устанавливать связи с личным опытом, с действительностью. Например: «В каком субъекте Федерации проживаешь ты? Какой город является его центром?»; «Какие семейные традиции есть у твоего народа? Какие - у твоей семьи?»

В учебнике также содержится большое количество проблемных заданий, требующих разрешения коллизии, поиска разных вариантов решения. Например: «Обучение в школе - это право или обязанность школьника?» (ч. 1, с. 9); «Как ты думаешь, заботиться о здоровье - это трудно или легко?» (ч. 2, с. 20); «В чем отличие слов «воспитание» и «самовоспитание»? Когда важнее первое, а когда второе?», «Можно ли научиться любить, дружить? Поясни свою точку зрения», «Нужно ли поступать нравственно? Почему?» (ч. 2, с. 103) и другие.

В каждой главе учебника есть рубрика «Темы исследований и проектов», где обучающимся предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, стимулирующие развитие у них познавательного интереса, формирующие навыки творческого труда.

Таким образом курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Широта содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» открывает для каждого учащегося возможности пополнить сферу своих интересов, при этом создает условия для формирования универсальных учебных действий. Многообразие проявлений культурной и общественной сторон жизни активизирует познавательный интерес, задействует эмоционально-чувственную сферу, направляет морально-нравственное развитие в сторону общечеловеческих ценностей.

Отбор и структурирование содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм работы (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс
(34 часа)

(Курсивом выделены планируемые виды учебно-воспитательной работы во внеурочное время)

1. Я живу в России (2 часа)
Отечество - Родина. Малая Родина.
История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации.
Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства.
Люди - главное богатство страны. Расовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны.
Национальные праздники. Граждане России - исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны.
Экскурсии в краеведческий, исторический и т.п. музеи; Государственную думу или местные органы власти (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

2. Зачем человеку культура (2 часа)
Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека.
Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, Царскосельский лицей, в т.ч. виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности).

3. Я среди других (3 часа)
Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки».
Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка.
Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком.
Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности.
Источники нравственности. Понятие нравственной культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина.
Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания.
Ситуационные игры.

4. История – наставница жизни (2 часа)
История как часть духовной культуры.
Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков.
Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи (по возможности).

5. Как мы познаем мир (2 часа)
Стремление человека к познанию мира.
Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм.
Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев).
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

6. Религия - часть культуры (6 часов)
Культура и религия. Религия и нравственность. Золотое правило нравственности. Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России.
Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма.

Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Содержание буддизма. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь.
Символы буддизма: Трипитака, мандала. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.

Иудаизм как монотеистическая национальная религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге.

Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма.
Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа.

Разделение церкви на католическую и православную.
Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры.
Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.
Православные праздники. Пасха.

Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран.
Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники.
Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети.

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
Посещение православного, буддийского храмов, синагоги, мечети (по возможности).

7. Искусство – часть духовной культуры (2 часа)
Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель.
Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов.
Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор).
Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности).

8. Природа и мы (2 часа)
Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Техногенная катастрофа.
Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни.
Природа как источник науки и искусства.
Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края».
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в планетарий, в краеведческий, исторический музеи (по возможности).

9. Все начинается с семьи (3 часа)
Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности.
Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра.
Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра.
Проявление любви через поступок.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

10. Душа согревается добром (3 часа)
Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе. Культура против зла.
Добрые мысли как источник добрых дел.
Жизнь как наивысшая ценность. Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

11. «Волшебные» слова (2 часа)
Вежливость как проявление нравственных отношений. Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании.
Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов. Значение этикета в прошлом и настоящем.
Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

12. Я в кругу друзей (2 часа)
Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

13. В мире с другими и с самим собой (3 часа)
Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки.
Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину.
Самопроверка (рубрика «Подведем итоги»).

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
34 часа

Я живу в России 2 ч
Зачем человеку культура 2 ч
Я среди других 3 ч
История - наставница жизни 2 ч
Как мы познаем мир 2 ч
Религия - часть культуры 6 ч

    Религии и нравственность
    Буддизм
    Иудаизм
    Христианство
    Православие
    Ислам
Искусство - часть духовной культуры 2 ч
Природа и мы 2 ч
Все начинается с семьи 3 ч
Душа согревается добром 3 ч
«Волшебные» слова 2 ч
Я в кругу друзей 2 ч
В мире с другими и с самим собой 3 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации - область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Освоение категориального аппарата дисциплины

Обучающийся научится:
- понимать и объяснять значение понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»;
- понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные признаки;
- определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;
- определять основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;
- формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- рассказывать об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Развитие представлений о нравственном выборе

Обучающийся научится:
- определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает;
- узнавать символику различных религиозных конфессий, определять по внешнему виду принадлежность культового сооружения определенной религии;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
- использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
- навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим;
- уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
- ценностно относиться к учению как к виду творческой деятельности;
- определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;
- отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;
- понимать человеческую жизнь как высшую ценность;
- понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;
- видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
- видеть прекрасное в поведении и труде людей.

Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием подручных средств;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природной среде;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся узнает:
- об истории становления Российской Федерации;
- о происхождении различных религий;
- о духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях различных групп религиозных, социальных, этнических) людей в изучаемый период;
- о нравственных законах учения, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека;
- о героических страницах истории России, о поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
- об обязанностях и правах гражданина (на доступном для данного возраста уровне);
- об истории и культуре родного края, этнокультурных традициях, особенностях быта народов России;
- первоначальные сведения о базовых ценностях отечественной культуры, традиционные моральные нормы российских народов;
- о нравственных взаимоотношениях в семье, необходимости укрепления семейных отношений, традиций, поддержания связи и преемственности поколений;
- о взаимосвязи и взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), социального;
- об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края.

Обучающийся получит возможность узнать:
- об истории Российской Федерации;
- о событиях общественной, научной и культурной жизни страны;
- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях народов России;
- имена выдающихся российских деятелей и связанные с ними события: Петр I, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. 7-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.

Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер.

См. также «Основные подходы к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе Л.В. Занкова».

 
Тэги: ДНК

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?