Главная  / Искусство рисовать / Волшебный мир картины

Волшебный мир картины


Как помочь ребенку научиться рассматривать произведения изобразительного искусства, получать эстетическое удовольствие, делать первые самостоятельные выводы на основе собственных впечатлений и переживаний?

В статье «Говорим с детьми об искусстве» говорится, что детей разного возраста привлекают разные детали в картине, разные сюжеты, цвета. Очень важно правильно построить беседу с ребенком, помочь увидеть и разглядеть замысел художника. Взрослый учит чувствовать картину, в буквальном смысле «читать» ее. И от того, правильно ли мы выбрали язык общения или нет, зависит дальнейшее путешествие ребенка в мире искусства. В данной статье приводятся примеры бесед с детьми разного возраста из пособия Н.А. Чураковой «Волшебный мир картины».
1 класс
«Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)
Рассматривая с ребенком картину, сообщаем, кто автор и как картина называется. Обращаем внимание на то, что автору важно и то, что это «московский» дворик, а не двор. После чего задаем вопросы: «Можно ли иначе назвать эту картину?», «Что обязательно должно отражаться в названии?» (Смысл какого-то важного впечатления, переживания автора). Взрослый предлагает придумать альтернативные названия («Солнечный день», «Ясное утро», «Летом», «Теплое лето» и т.д.). После чего делаем первый вывод: значит, в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу, как целое. Это общее, самое важное переживание (оно есть и у автора картины, рождается и у зрителя), которое отражается в названии картины, называется ОБРАЗом, художественным ОБРАЗом. Образ — это не то, что художник изобразил конкретно (ибо изобразил он пустырь, детей, дома, церковь, лошадку, колодец, забор и т.д.), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое. После этого задаем вопрос: «А что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины?» (Ребенок перечисляет все детали: бабу с ведром, плачущего малютку, лошадку, кур, цветочки, кустики, сарай, колодец, белье на веревке; отмечают, что, помимо церкви и колокольни на заднем плане в центре, есть еще один церковный купол и колокольня на заднем плане справа и т.д.). Взрослый спрашивает: «А можно ли путешествовать внутри картины? Предлагает ли нам это сделать автор?» (Ребенок замечает тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек — между детишками — пройти к лошадке, а от нее — на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.). Рассматриваем самые удачные маршруты. Можно спросить: «Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?» (Кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, перебирает ногами или жует траву лошадка, скрипит ведро в руках у бабы — поощряются любые звуковые впечатления). Спрашиваем: «А вы можете представить летние запахи?» (Трава, цветы: мальвы и ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом т.д.). Взрослый продолжает: «Что же делает дворик таким уютным? Может быть, само время года? Хорошая погода? Что-то еще?» (Важно все: и то, что это летний ясный солнечный день (рассматриваем нежное голубое небо с белыми облачками, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву, глубокую тень от колодца, от крыши белого дома и от лошадки), и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами, куда ходит много людей) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

2 класс
«Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Взрослый задает вопрос: «Что такое «большая вода», то есть разлив?». Далее уточняет, какой период (месяц) весны изображает художник (Скорее всего, апрель, когда снег стаял, но листиков еще нет, почки только начинают набухать). Выясняем: «Что же поразило художника ранней весной?Каким открытием он хочет с нами поделиться?» От формальных наблюдений, что вода залила деревья, переходим к обнаружению того, что же в этом красивого. Всматриваемся: а что это за деревья? Обнаруживаем, что в основном это молоденькие хрупкие белоствольные березки и, видимо, осинки, чьи стволы окрашены в нежно-зеленый цвет; что есть одна сосенка и одно старое, почти засохшее дерево с редкими ветками, на котором тоже появились почки. Почти все деревья окружены легкими облачками еще не распустившихся почек. В чем же прелесть этого периода весны? Обратим внимание ребенка на колорит (цветовую гамму, цветовое решение) картины. Что можно сказать о цветах, которыми пользуется художник? Они яркие? Теплые? Холодные? Обнаруживаем, что это очень тонкая и сложная смесь теплых (золотистых) и холодных (голубых и серых) оттенков. В природе разлита еще полная неопределенность: чувствуется и то, что еще недавно была зима, но и то, что скоро наступит тепло. Вот это переходное, неустойчивое, неопределенное состояние природы, которое так трудно изобразить, и запечатлел великий художник. Рассматриваем и небо (еще холодное, но обещающее грядущее тепло), и воду (которую еще не успело прогреть весеннее солнышко), и тонкие, хрупкие, искривленные, словно дрожащие стволы молоденьких деревьев, и их отражения в воде; и четкие тени на песчаной земле и на воде от тех деревьев слева, которых нам не видно. Интересуемся, откуда здесь лодка: кто-то на ней приехал (нет, поскольку нет весел и других следов пребывания человека) или ее унесла вода? Откуда лодку могло принести? (Путешествуем по картине, рассматривая ее средний, или второй план. Обнаруживаем деревеньку на косогоре и пару домиков, залитых водой. Приходим к выводу, что лодку могло отнести не только прямо от домиков к тому месту, где ее прибило к берегу, но также влево и вправо за деревья. Такие «незначительные» наблюдения для нас крайне важны, поскольку именно в них запечатлевается освоение пространства картины, исследуются все ее уголки и все возможности движения глаза).

После такого подробного рассмотрения картины еще раз возвращаемся к обсуждению названия. Уточняем, не придумал ли кто-нибудь более точного названия. Рассматриваем все варианты. В анализе любой предлагаемой детям для рассмотрения картины важно исходить из общего впечатления (для чего и работаем с названием). После чего целесообразно переходить к деятельности наблюдения, исследуя подробности и стараясь сочетать каждое конкретное наблюдение ребенка с его опытом личных впечатлений и переживаний. После этой работы можно вновь вернуться к общему впечатлению, которое будет уже более сложным и дифференцированным.

3 класс
«Мать и дитя» Пабло Пикассо (1881-1973)
Спрашиваем ребенка: «Если бы художник не назвал так свою картину, ты бы догадался, что это родные люди? Каким образом? Ведь они, хоть и сидят рядом, но смотрят в разные стороны. Что же объединяет эти две фигуры? Ребенок отмечает, что мальчик прислонился к плечу матери. Спрашиваем: «Разве это самое главное?» Ребенок отвечает, что главное — настроение. Уточняем: «А какое это настроение?» Отвечает: «Грустное, печальное, задумчивое». Спрашиваем: «А что их заботит? О чем они могут размышлять? Кто эти люди по профессии?» (Это цирковые артисты). Спрашиваем: «А какое именно амплуа (объясняем значение слова «амплуа»: специализация артиста: жонглер, атлет, гимнаст, акробат, дрессировщик и т.д.) у мальчика? (Наверное, гимнаст, акробат). Спрашиваем: «А как ты догадался?» (По костюму мальчика). После этого обращаем внимание ребенка и на женский костюм — шаль на плечах, цветок розы в волосах — тоже явно сценический. Спрашиваем: «Можно ли предположить, насколько тяжелая у них жизнь, и с чем связана тяжесть этой жзни? Идея ответа: тяжесть этой жизни связана и с тяжелым каждодневным физическим трудом (бесконечными тренировками) и с риском для жизни (даже если мальчик не является воздушным гимнастом, все равно жизнь циркового артиста всегда связана с травмами, и это не может не беспокоить его мать). «А что еще тревожит и заботит мать?» - продолжает взрослый. Просим обратить внимание на скромный, скудный натюрморт с едой на столе: у артистов нет материального достатка и благополучия. Спрашиваем: «Оставляет ли картина только впечатление безысходности и грусти или вызывает и иные чувства?» Чтобы облегчить ответ на этот вопрос, задаем ребенку еще один вопрос: «Можно ли сказать, что мать и сын — это единое целое?»

4 класс
«Портрет Анны Ахматовой» Натан Исаевич Альтман (1889-1970)
Взрослый спрашивает: «Кто эта дама?». Если ребенок знает, то можно спросить: «А, если бы не знал, то — что мог бы подумать?» Обсуждаем все выдвинутые версии: «богатая», «знатная», «артистка».

Начинаем с первой версии. Спрашиваем: «Разве есть какие-нибудь внешние признаки богатства? Дорогие украшения, например?» Ребенок отвечает: «На даме красивое платье и нарядная шаль». Спрашиваем: «Что же в этом платье особенного?» Убеждаемся вместе: нарядным его делают насыщенный синий цвет, экстравагантное сочетание с желтой шалью, вырез и длина. Обобщаем: итак, никаких внешних признаков богатства нет! Но это совсем не значит, что мы должны отказаться от первых самых важных впечатлений: ведь нам все-таки показалось, что дама богатая. Мы еще вернемся к этому позже.
Спрашиваем: «А каковы же признаки знатности? Что ты вкладываешь в понятие «знатный»: родовитый, аристократичный? Или известный, знаменитый, прославленный?» Объясняем, что содержание понятия «знатный» предполагает и то, и другое значение. Отмечаем и то, и другое. Говорим о гордой осанке — с одной стороны, о том, что дама «важная», «гордится собой», - с другой стороны. Спрашиваем: «Так откуда рождается это ощущение знатности (и родовитости, и прославленности)? Вместе рассматриваем «героиню» и отмечаем изысканную позу, красивый и гордый профиль, благородную осанку. Подводим итог первых двух впечатлений. Итак. Нет внешних признаков богатства, но есть ощущение, впечатление богатства, которое рождается благодаря тому, что дама красиво, изыскано, со вкусом, стильно одета. Нет внешних признаков знатности. Но есть ощущение знатности, благодаря изысканной позе, в которой есть сдержанность, собранность, горделивость, внутренняя свобода.

Приступаем к третьей, данной ребенком, характеристике: эта дама — артистка. Даже если ребеноек уже знает, что это портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, мы не отказываемся от этого пути анализа. Мы спрашиваем, например, так: почему же нам показалось, что это портрет артистки? Отмечаем, что ребенок очень точно почувствовал принадлежность поэтессы к миру искусства, к какому-то особому духовному полю. Если ребенок не знает, кто это, - представляем поэтессу: перед нами портрет великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Можно предложить послушать стихотворение Анны Ахматовой, например, «Перед весной бывают дни такие...». Как можно назвать цветовую гамму, которую использовал художник в портрете Ахматовой (сочетание синих и желтых тонов)? Она будничная? Торжественная? Нарядная? Вызывающая? Чересчур броская? Изысканная? Артистическая? Экстравагантная? Согласен ли ты с такой оценкой художника (то есть с той характеристикой, которую художник дал Ахматовой с помощью цветовой гаммы?)

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?