Главная  / Искусство рисовать / Говорим с детьми об искусстве

Говорим с детьми об искусстве


Интерес к искусству, в частности к живописи, у детей не возникает сам собой. Вызвать интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью. С чего же начать?
1. Отказаться от стереотипов
Мы часто слышим или говорим сами: «В этом городе надо обязательно сходить в музей», «Это непременно надо увидеть», «Это так интересно». Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.
2. Обратиться к собственному опыту
Вспомните собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей. Если смутные или не слишком, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда — ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы узнали с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту.
3. Постараться просто выразить свои чувства
Вы наверняка без особых усилий сможете вспомнить то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства — без ученых рассуждений, своими словами.
4. Радость общения
Главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной.Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. И неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного.
5. Не увлекаться
Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек — будь он большой или маленький — еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому?
6. Предоставить ребенку свободу выбора
Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок — теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка.Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем-то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Ваша задача — подготовить  и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет.
7. Начать с того, что выберет ваш ребенок
На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям. А пока что ваша цель — доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной — в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.
Что показывать детям разного возраста?
Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство или что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Попробуйте сами — и вас удивит, насколько дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.
Советы, предлагаемые ниже, помогут вам выбрать, куда пойти и что смотреть. Наши рекомендации ни в коем случае не следует воспринимать как предписания.
От 5 до 7 лет
Что привлекает детей в этом возрасте:
- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»).
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее».
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т.п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа — дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.
Не забудьте!
Связь с повседневной жизнью
Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец.
Двигательная реакция
Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально «сыграть» картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.
Свобода воображения
Увиденную картину дети любят «подкрепить» какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: «Она, наверно, плачет, потому что...», «Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому...». Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно — с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное — со змеей или бананом. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.
Не только смотреть — говорить!
Неважно, на что именно смотрит ребенок — его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: «О чем ты сейчас думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?». Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое — легкое, прозрачное — непрозрачное, толстое - тонкое, четкое — расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала — приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.
Книги или музей?
Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Предположим, в монографии о Мондриане нашлась репродукция, на которой присутствуют красный, желтый и синий цвета. Листайте книгу дальше: красный исчезнет, потом появится снова, зато исчезнет желтый — и так далее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять — увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами и фигурами; можно так поиграть и с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто вместе полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь.
От 8 до 10 лет
Что нравится детям в этом возрасте:
- Яркая и контрастная живопись привлекает их так же, как и малышей.
- Картины, о которых можно что-то рассказать — либо в связи с сюжетом, либо с жизнью художника.
- Узнаваемые типажи: хорошие — плохие, сильные — слабые. Такие персонажи широко распространены в фильмах, мультфильмах, комиксах, видеоиграх и хорошо знакомы детям.
- Сражения и проче виды противостояния, когда добро одерживает победу над злом, более слабый над более сильным (обязательное условие).
- Герои.
- Картины, которые смешат и веселят (или что-то высмеивают).
- Картины, от которых становится страшно.
- Фигуры странного вида, похожие на чудовищ.
- Картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи.
В этом возрасте дети подолгу простаивают перед картиной, как бы «входят» в нее. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Дети мысленно включаются в действие — идут по горам и долинам, попадают в бурю, плывут на кораблях, сражаются с чудовищами... Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.
Зрительные ассоциации
Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, но любимые персонажи обычно храбрецы и силачи — герои фильмов, видеоигр, мультиков, комиксов. С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические или библейские сюжеты.
Другие цивилизации
Приключения в экзотической обстановке всегда кажутся особенно привлекательными, поэтому в фильмах и видеоиграх для детей действие часто происходит в таких странах, как Древний Китай, Египет, страна инков и т. д. Ранние зрительские впечатления — хорошая основа для того, чтобы дети заинтересовались искусством соответствующих стран и эпох.
Подробное знакомство с музеем
Его стоит начинать именно в этом возрасте. Ребенок с удовольствием пойдет в уже знакомый — или новый — музей с заранее определенной целью: увидеть там что-то особенно интересное.
Важно получать информацию самостоятельно
Очень важно, чтобы дети сами читали таблички при каждой картине, узнавали имя автора, название работы, год ее создания и т. п. Детям гораздо интереснее узнавать о картине самим, чем выслушивать то же самое от взрослых. Вдобавок это дает им столь желанное ощущение независимости.
Как это сделано?
Дети этой возрастной группы живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, скульптуры или инсталляции, в которых можно различить мазки кисти, следы от работы ножниц, отпечатки пальцев, потеки, пятна и т. д. Тут им помогает собственный опыт — уроки рисования в начальных классах или в детском саду. В этом возрасте пора приучать детей рассматривать картину, отвлекаясь от сюжета, и поощрять их интерес к самому процессу работы, к технике живописи, как старинной, так и современной.
От 11 до 13 лет
Что интересует детей в этом возрасте:
- Личность автора и главные этапы его биографии.
- История картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника.
- Как строится картина — например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины.
- Каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движеня, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности.
- Сколько времени ушло на создание картины.
- Символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?)
- Сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора.
- Сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чем сходство? В чем различие?)
- Связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь контекст — материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить параллели.
- Сколько стоит картина.
Не забудьте!
У детей становится меньше свободного времени
Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Тем важнее четко определить, с чем вы хотите познакомить ребенка, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или, напротив, вынужден выполнять лишние, дополнительные задания.
Дети утрачивают непосредственность
Они уже многое знают и без колебаний дают оценку тому, что видят («Это глупо!», «Это некрасиво!», «В чем тут смысл?»). Сказать ребенку: «Ты неправ» нельзя — это тупик. Лучше занять открытую позицию — поинтересоваться его мнением, поделиться собственными знаниями, задать вопросы самому себе и сравнить ваши взгляды. Тогда ребенок поймет, что он не разглядел чего-то важного, и в другой раз будет смотреть внимательнее.
Темы, которые их смущают
В этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура — неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве в передаче обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения.
Ассоциации с рекламой
Дети этого возраста отлично знают распространенные рекламные образы и охотно к ним обращаются. Реклама часто бывает связана с историей искусства — объясните ребенку, что это не случайно, и помогите ему «опознать» обыгранные в рекламе произведения. Если в рекламе использована картина или деталь картины, сходите с ребенком в музей и покажите ему оригинал — или, по крайней мере, хорошую репродукцию. Обратите внимание на то, как цвет и выбор позы соотносятся в телевизионной рекламе товаров, моды и т. д. с символикой, издавна присущей живописи.
Зачем нужна такая картина
Ключевой вопрос. Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания: тем самым в его глазах существование этой картины будет оправдано. Более того, возникнет интерес к тому, как личность автора отражается в произведении. К примеру, романтические этюды плывущих по небу облаков скорее всего оставят детей равнодушными. Но если вы объясните им, что в 19 веке облака символизировали неустойчивость человеческих чувств (они скрывают солнце, собираются перед бурей, предвещают грозу), это даст пищу детскому воображению.
Интерес к определенному художнику
История искусств для детей в этом возрасте область слишком общая, слишком отвлеченная, а вот история конкретного художника обычно вызывает живейший интерес. Поэтому стоит пойти на чью-нибудь персональную выставку или выбрать музей, наиболее полно представляющий творчество определенного мастера, даже если он не посвящен ему целиком. Детям понравится мысль о том, что художник — это тоже своего рода «звезда».

 

В статье использоватны материалы из книги Франсуазы Барб-Галль “Как говорить с детьми об искусстве?” (Издательство «Арка», 2012).

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?