Главная  / Обмен опытом / Формирование экологических знаний учащихся в практике развивающего обучения

Формирование экологических знаний учащихся в практике развивающего обучения



Автор: Казанцева Елена Ивановна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор:Казанцева Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ№11, г.Нальчик

Формирование экологических знаний учащихся в практике развивающего обучения
(система Л.В.Занкова)

Введение

Человечество подошло к порогу, за которым
нужны и новая нравственность, и новые
знания, новый менталитет, новая система
знаний и ценностей. Кто их будет создавать
и пестовать?
Думаю, что решающую роль в утверждении
междисциплинарного экологического
образования играет Учитель..
.
Н.И.Моисеев

Академик Никита Николаевич Моисеев, безусловно, прав! И учитель, который передает эстафету знаний, воспитывает у детей ответственность за сохранение цивилизации на Земле, и сегодня становится центральной фигурой. Не случайно народная мудрость гласит: человечество, прежде всего, нуждается во Враче и Учителе. В период глобального экологического кризиса эти слова особенно актуальны. И самым непосредственным образом касаются всех нас. Задача каждого учителя овладеть методикой экологического образования, ведь в его руках, как заметил Д.С. Лихачев, наше будущее, наш двадцать первый век. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь». В этих словах экологического манифеста «Глаза Земли» (1990 г.) – боль, тревога, надежда, призыв и предостережение, которые перекликаются с идеями поэта С.И. Кирсанова:

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?!

Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле – сложный, длительный процесс. И педагог – главное действующее лицо в формировании экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.
Реализация развивающего обучения на практике составляет научную потребность сегодняшнего дня, а формирование экологических знаний младших школьников – это неотъемлемая органическая часть обучения по системе Л.В. Занкова. Процесс формирования экологических знаний у детей в учебной и внеклассной деятельности начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Поэтому в основу своей работы с учащимися ставлю задачу общего развития ребенка. Представление им целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний. В своей работе я использую многопредметную (смешанную) модель экологического образования. Экологизация учебных дисциплин происходит путем введения в них соответствующих разделов.

В педагогической литературе подчеркивается, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности у детей.
Богатое содержание образования в системе Л.В. Занкова одно из основных решений этих задач. Система обучения, целью которой является общее развитие каждого ребенка, в своем практическом воплощении должна ориентироваться, прежде всего на особенности ученика.
Развивающее обучение побуждает детей самостоятельно добывать знания, заниматься самообразованием.

В течение нескольких лет в нашей школе внедряется воспитательная программа «Маленький Принц Земли», целью которой является экологическое воспитание жителя планеты Земля. Это программа близка мне, да и дети с удовольствием взялись за работу. Мы с учащимися познакомились с произведением А.де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Маленький принц проник в души детей, а его заповеди дети выучили наизусть. («Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», «Мы в ответе за тех, кого приручили»). Они записали их и нарисовали Маленького Принца. Учащиеся путешествуют с Маленьким Принцем на разных уроках. Он им помогает познавать и изучать различные планеты, как настоящие, так и образные, например: «Планета добрых дел», «Планета хорошего настроения», «Планета добрых сюрпризов».
Одним из видов работ дети выбрали экологические проекты, которые являются составной частью воспитательной программы «Маленький принц Земли».

Цель экологических проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами. Экологические проекты инициируют размышлениями, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде.
Например, на уроке окружающего мира в 3 классе учащиеся защищали свои экологические проекты по итогам экскурсии в лес, делились своими впечатлениями.
Анимов Миша принёс на урок рисунки, фотографии, а Степанова Алена написала экологическую сказку.

Я вчера перечитала главу из сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» о розе, о том, как ей было одиноко, решила ей помочь и написала сказку».

Ландыш и Роза

Жил-был Ландыш. Он был ласков, приветлив, добр. Люди уделяли ему больше внимания, чем другим цветам. Из-за этого его невзлюбили друзья. Это они были для него друзьями, а он для них врагом и соперником. Зимой Ландыш укрывался теплым, пушистым одеялом из снега. Весной, когда снег стаивал, он просыпался, расправлял свои листья, и грел на солнышке свои прекрасные цветы – колокольчики. Однажды он встретил прекрасный цветок. Ландыш спросил: «Как тебя зовут?» Однако цветок ничего не сказал, а лишь заплакал. Это была Роза. Она плакала из-за того, что ее семечко попало на планету Маленького принца. И хоть Маленький принц поливал ее, оберегал от холода и ветра, ей было одиноко. Ведь с ней не было собратьев. Маленький принц путешествовал по разным планетам, а Роза была совсем одна.
«Давай будем дружить!» – предложил Ландыш. Так они подружились и стали неразлучны».

Детям очень нравятся такие работы.
Дети собирают материал об экологических проблемах нашего края, города. Я провела в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые» несколько уроков с использованием собранных материалов учащихся о полезных ископаемых России и КБР. Дети подготовили очень интересные экологические проекты, мы путешествовали по карте России и КБР, на отдельный урок я пригласила ученого-геолога, который рассказал о природных богатствах КБР и подарил классу коллекцию полезных ископаемых. Мы ходили на экскурсию, где проводили исследования и изучение полезных ископаемых в данной местности, свои исследования учащиеся описали в своих проектах. В заключение по итогам изученного и исследуемого в классе провели КВН «Полезные ископаемые КБР».

На уроках окружающего мира я провела несколько уроков на актуальную тему «Планета заболела». Для подготовки к урокам дети готовили экологические проекты о «Больших и малых ранах Земли», «Природных катастрофах», «Экологическим катастрофам», изучили Красную Книгу России и КБР, провели отдельный урок о Красной Книге КБР с выступлением ученого из РЭБЦ (Республиканского эколого-биологического центра).

На заключительный урок «прилетел» Маленький принц, и дети делились с ним бедами и тревогами за свою планету – Земля.
К уроку Акимов Миша с мамой выпустили газету «Человек! Планета гибнет!» После урока учащиеся предложили подготовить устную газету и рассказать о бедах Земли всем начальным классам. Во всех классах нас слушали очень внимательно, задавали много вопросов, а некоторые учащиеся нарисовали рисунки- плакаты в защиту планеты – Земля.

В своей работе я использую различные виды урока: как урок-соревнование («Осень – славная пора» 2 класс), урок-путешествие (по математике в 4 классе «Действие с именованными числами»), урок-прогулка («Прогулка в лесу» в 1 классе). На всех уроках постоянно присутствует межпредметная связь с чтением, с русским языком, краеведением. Например, урок «Осень – славная пора» 2 класс. Дети цитировали пословицы (I конкурс – «Кто больше вспомнит пословиц об осени»), в V конкурсе дети должны были продолжить стихотворения, которые учили на уроке чтения. В творческом конкурсе дети представили домашние задания: сочинения, стихотворения.

Степанова А. прочитала стихотворение собственного сочинения «Осень»:

Клены раскрашены в пестрый наряд.
Гроздья рябины на солнце горят.
В желтые платья одеты березки.
Дождь льет на листья блестящие слезки.
Он был отчаянный, лился всю ночь.
Ветер промчал, прогнал тучи прочь.
Солнышко вышло, согрело теплом.
Листья на солнце блестят серебром.

Также одним из видов уроков в своей работе я выбрала комплексные экскурсии. Комплексный подход позволяет объединить планируемые экскурсии по разным предметам в одну с учетом заданных целей.
Например, 2 класс «Окружающий мир», тема «Зима», даются исследовательские задания: «изучить по учебнику, по дополнительной литературе сезонные изменения в природе зимой». На уроке литературного чтения одной из задач ставится развитие эстетических чувств учащихся. Школьники слушают отрывки из поэтических произведении или произведении писателей-натуралистов о зимней природе. Например,

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы
Словно яркие лучи.
(Л.Вяземский)

А писатель Г. Скребицкий по-своему увидел картину зимнего леса: «Обрядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучили им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надели. Стоят ясные богатыри друг против друга, стоят чинно, спокойно...
Под деревьями зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Хорошо получилась картина зимнего леса!» Задание: «По-разному увидели зимний лес поэт и писатель. Приглядитесь и прислушайтесь к зимнему лесу, найдите в нем свою красоту, запомните ее, чтобы потом отразить в сочинении-сказке, в стихах или рисунке.

Далее мы путешествовали по зимнему парку. После экскурсии учащиеся в качестве ответа выбрали рисунки. Для этого были подготовлены листы серого, голубого, синего, сиреневого, белого, розового цветов и краски. Одновременно в классе тихо-тихо как звуковой фон зимнего дня звучали, вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», Г. Свиридова и «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского. Во время экскурсии в зимний парк погода внезапно изменилась - подул ветер, зашумели деревья, закружили снежные вихри. Характер музыкальных произведений помог воссоздать целостную картину зимней прогулки. Обычно дети изображали зиму на белом фоне с красным или оранжевым солнцем, или серыми тучами и темными деревьями. На сей раз, белый цвет отражал клубящиеся вихри, поземки и такие снежные сооружения, как шапки на пне, причудливую фигуру вокруг молодого деревца. После урока дети еще долго делились впечатлениями от зимней экскурсии, передавали их в своих экологических сказках, стихах, сочинениях на уроке русского языка. Например, Шогенова Марьяна написала сочинение «Снежинки».

«Я люблю зиму, потому, что зимой очень красиво, все покрывается пушистым белым покрывалом, как в сказке. На самом деле - это снег. Он состоит из множества маленьких, разных и очень красивых снежинок. Мне очень нравятся они. Они мне всегда напоминают новогодний праздник. Снежинки - это символ Нового года. Потому, что их всегда рисуют на новогодних открытках, вырезают из бумаги и клеят на окна, вешают на праздничную елочку.

Снежинки геометрически правильные фигуры. Они являются одним из состояний воды это лед. Снежинки бывают очень разные: кружевные с лучиками, с лепестками и все они восхитительны. Я в восторге от этих удивительных холодных звездочек».

Все это перекликается с воспитательной экологической программой «Маленький Принц Земли». Эта программа воспитывает вдумчивых, заботливых жителей Земли. Детей я подвожу на уроках к выводу: Природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелем угасания жизни на нашей прекрасной планете.
На уроке русского языка я провожу обобщение наблюдений за природными явлениями в виде тематических сочинений, экологических сочинений – сказок, подбираю тексты для уроков экологического направления, описания природы КБР. В них учащиеся, наряду с уточнением своих представлений о природе, выражают эмоциональное отношение к ней, пишут о возможности ее сохранения, проявления заботы и оказания помощи живым, организмам.

На уроках литературного чтения изучение материалов жизни природы вызывает у детей интерес к наблюдениям за природными явлениями, желание, сравнить свои впечатления с впечатлениями прозаиков, поэтов и художников России и КБР. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, образному видению мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и многообразию.

Сквозным материалом на уроках литературного чтения проходят примеры малых жанров устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки. Они призваны не только разнообразить виды деятельности учеников на уроке, но и показывать изучаемые объекты и явления с новой стороны. Ведь в народном творчестве сконцентрированы и в меткой, образной форме выражены многовековые наблюдения людей за природой, человеком, его трудом и жизнью.

Особое внимание уделяю беседам. Они могут использоваться как учебные (в составе уроков экологического содержания) так и внеклассные. Уже в букварный период, рассказывая на уроке о грибах, насекомых, птицах, диких животных, стараюсь показать не только разнообразие живой природы, но и взаимосвязь различных видов. В результате дети задумываются над тем, что исчезновение любого животного или растения приводит к обеднению многообразия видов – основного признака устойчивости любой экосистемы.
Развивающее обучение позволяет мне осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира, ИЗО и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них так, что воспитательное воздействие, начатое на одном уроке, продолжается на других (интегрированный урок).

На всех уроках я использую средства ИЗО и музыкального искусства. Знакомлю учеников с репродукциями картин пейзажистов, при прослушивании музыкальных произведении обращаю внимание на знакомые детям звуки природы – журчание ручейка, жужжание насекомых, пение птиц, звуки капель дождя, грозы.
При проведении тематических бесед на уроках технологии, школьники глубже понимают значение природных материалов в жизни человека, необходимость бережного и экономного их использования. При изготовлении игрушек, поделок из природных материалов, учащиеся обогащают и закрепляют в трудовых операциях знания о природе, расширяют практические умения и навыки при общении с ее объектами, что не может не влиять положительно на экологическое образование.

Очень тесно осуществляется связь с жизнью при участии детей в посильных природоохранительных делах. Мои ученики участвовали в озеленении школы, микрорайона «Александровки», поддерживали чистоту микрорайона, поймы реки Нальчик. В лесу учащиеся ограждали муравейники, очищали лес от мусора, подкармливали птиц, мастерили и развешивали кормушки. При выполнении экологических проектов прокладывали экологические тропы-маршруты.
В своей работе большое значение придаю играм, как на уроках, так и во внеклассной работе. Игры: эколого-природоведческие, дидактические, подвижные игры с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Различные игры провожу в любое время года. Например, игра «Почемучкина поляна» проводится в лесу, парке. Перед игрой ставится вопрос: «Что можно собирать в лесу?». «Ягоды, грибы...» – скажут дети. «А вот очень полезно собирать в лесу и вопросы! Отправимся на «Почемучкину поляну»». Там по секрету друг от друга, команды учащихся собирают свои вопросы. Кто придумает больше вопросов о тех растениях и животных, которых они наблюдали здесь?! На некоторые вопросы дети отвечают сразу, на другие ищут ответы здесь же, в природе.

Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Мои ученики очень любят загородные прогулки, экскурсии, турпоходы, потому что для них они стали школой любви и активного отношения к природе. Каждый уголок природы не оставляет школьников равнодушными, восхищая величием, гармонией тонкой игрой многоцветья или наоборот, вызывая в их душе бурю недоумения и негодования. Это и выгоревший от непотушенного костра участок леса, и нефтяные пятна на водной глади озер, и следы от обильного застолья горе-туристов. Поэтому в ходе экскурсии или турпохода под моим руководством ребята накапливают материал для будущего альбома-проекта (рисунки, фотографии, стихи, зарисовки о природе). Работа над таким альбомом-проектом обогащает память учащихся, развивает любознательность, позволяет взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, поэта, художника, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира. Бывая с детьми на природе, я учу детей правильно разводить и гасить костер, ставить палатки, не губя молодые деревья, собирать дрова так, чтобы лес становился чище, привлекательней. Проводится беседа, что нельзя обижать лесных обитателей; нельзя уничтожать грибы, трогать птичьи яйца, засорять родники, оставлять мусор на месте своего пребывания. Во время экскурсий, турпоходов мне активно помогают родители. Родители оказывают большую помощь детям в решении экологических проблем. Вместе с детьми они изготавливают наглядные пособия, кормушки, скворечники, сажают деревья, кустарники, принимают участие во внеклассных мероприятиях. Внеклассная, внешкольная работа является гармоничным продолжением работы учащихся на уроках.

Все это способствует лучшему пониманию детьми окружающей природы, ставит перед нами вопросы охраны и защиты животных и растении и всей экосистемы нашей планеты Земля. Богатое содержание развивающего обучения дает широкие возможности успешно реализовать задачи экологического образования и воспитания подрастающего сформировать поколения, экологические знания и культуру поведения в природе.

 
Тэги: экология

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?