Главная  / Статьи из облака тэгов / Обучение грамоте

Обучение грамоте

Автор: Нечаева Н. В.Версия для печати


Учебно-методический комплект.
Обучение грамоте.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ! Автор курса Н.В. НЕЧАЕВА
Учебники в Федеральном перечне

     


Курс "Обучение грамоте" является интегрированным и дает детям первичные сведения о языке как целостной системе, проявляющейся в речевой деятельности и литературе. Эти сведения являются базовыми для освоения программ "Русский язык" и "Литературное чтение".
Содержание комплекта по обучению грамоте представляет широкую картину мира. Дети получают первые сведения об истории развития человека и языка, родной страны, о народах мира, о природе, о жизни города и деревни. Они встречаются с героями из сказок, мультфильмов, учат скороговорки, считалки, потешки, загадки, стихи и пр. С первых дней учебы погружаются в удивительный по своему разнообразию и богатству мир человеческих отношений, искусства, знаний.
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
Комплект рассчитан на работу с читающими и нечитающими детьми.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Чтобы обеспечить продуктивное формирование навыков чтения, задания "Азбуки" составлены с учетом нейропсихологических и физиологических возрастных особенностей первоклассников: недостаточности развития внутренней речи, внутреннего плана действий, малого опыта активной работы речевых центров левого полушария и центра, связанного с перекодированием. Поэтому на первом, самом трудном этапе введено опосредованное чтение при считывании смысла рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, при перекодировании разнообразных шифров, при разгадывании ребусов, загадок, кроссвордов и пр.  (1) (такими заданиями изобилует и первая тетрадь по чтению).

 

 

Это дает возможность детям постепенно войти в мир чтения. Существенно ускоряют навык качественного чтения включение игровых заданий по опережающему изучению букв; смысловой анализ текстов, смысловой и грамматический анализ слов и предложений, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному. Впервые дети перечитывают не по приказу: "Прочитай пять раз, чтобы от зубов отскакивало", а по естественным мотивам: выполняя разнообразные задания, отвечая на вопросы по содержанию предложения или текста. То же относится и к письму. Механическая работа - многократное переписывание элементов букв, букв, слов - является необходимым средством для выполнения интересных для ребенка заданий. При учете особенностей (недостаточности) развития фонематического слуха современных шестилеток в "Азбуке" предложен принципиально новый порядок изучения букв - группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков к менее слышимым и более проблемным (2). Кроме того, строго выдерживается постепенность в слоговом усложнении слов.

 


Особое место принадлежит в этой работе рубрике "Театр" (3). Посредством разыгрывания пантомим с постепенным включением спонтанных детских высказываний школьники выйдут на осознанное владение средствами устного общения, научатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, что прямо связано с пониманием и выразительностью чтения. "Театр" позволяет вспомнить наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев. Участие в "Театре" дает важный социальный опыт, помогает установить доброжелательные отношения в классе.

 


Широкое содержательное поле, представленное в комплекте по обучению грамоте, необходимо не только для решения приоритетной для этого периода задачи - эффективного формирования навыков чтения и письма, но и для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Опираясь на смысловые, грамматические и фонетические признаки слова, дети обобщают и классифицируют, выводят закономерности. На страницах комплекта они постоянно сталкиваются с коллизиями, с возможностью решить учебную задачу несколькими способами. Форма представления таких задач и образная (рисунки, схемы, пиктограммы), и словесная.

Тетради по чтению "Я читаю" разработаны в полном соответствии с содержанием "Азбуки". Основное их назначение: расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить первичные знания о русском языке, литературе, об окружающем мире и развить психофизиологические функции, необходимые для чтения.
Назначение тетрадей по письму: научить детей правильной графике, технологии письма под диктовку, списыванию, развить у детей способность к самоконтролю. Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

Система заданий, отбор содержания к традиционным для учебника по обучению грамоте упражнениям позволяют создавать коллизии, активизирующие познавательную активность детей.
Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в "Азбуке" столбики слов и ответить на вопрос: "Какое слово пропущено? Почему?"

 


Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов. Включение последнего варианта: слова "ворота", которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществить сразу два действия: озвучить слова и понять их смысл. Уже к третьему столбику все ученики начинают понимать принцип их составления. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в тот момент, когда они, прочитав слово "ворота", приготовились назвать его в форме единственного числа, - оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия.
Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик говорит: "Здесь пропущено слово "воротник". Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: "воро-та - воротник", кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Следующая версия: "Пропущено слово калитка". Выйти из положения помогает учитель: "Она, моя калитка. Они, мои…?" Дети хором: "Калитки. Не подходит". Чтобы понять секрет слова "ворота", учительница предложила детям назвать в форме единственного числа те слова, которые она назовет в форме множественного числа.
Учитель: Столы.
Дети (дружно): Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.
Растерянность детей, несколько возгласов "нож" и тут же отказ от этого ответа. Учитель не помогает, называет следующие слова.
Учитель: Окна.
Дети: Окно!
Учитель: Дрова.
Дети не знают ответа.
Учитель: Брюки.
Молчание.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать?
Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.
Этот эпизод урока поясняет фразу, которую любил повторять Занков: "Ошибка - находка для учителя!" В данном случае неправильный ответ "воротник" и вывел весь класс, а не одного ученика, к самостоятельному осознанному выводу.

В следующей статье:

Обучение грамоте. (МАСТЕР-КЛАСС)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ ВКЛЮЧАЕТ:

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Учебник по обучению грамоте и письму
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради по чтению к "Азбуке". В 3 частях
Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму. Тетради-прописи для 1 класса. В 4 частях
Мельникова О.А. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте"

 

Версия для печати

Интернет-магазин

Вебинары, курсы

Конкурсы

Система оценки качества образования

Финансовая грамотность

Искусство рисовать

Обмен опытом

Практика работы

Мультимедиа

Обрати внимание

окружающий мир музыка что я знаю Контрольные тестовые работы проектная деятельность КИМ УУД ОГЭ ВПР сценарий 5 класс ИЗО электронные учебники изобразительное искусство внеурочная деятельность начальные классы 3 класс финансовая грамотность проектные задачи 2 класс школьный старт метапредметные результаты английский язык толерантность УМК компетентностное обучение экология Проверь себя тесты обмен опытом 1 класс литература планирование курсы диагностика основы системы ВСОКО этика Новости образования русский язык мониторинг универсальные учебные действия ДНК КЭС математика 4 класс история конференции что я умею экономика вебинар обучение грамоте информатика исследовательское обучение физкультура 9 класс преемственность видео контрольная работа 6 класс марафон МСОКО программа семинары мультимедиа литературное чтение обществознание патриотическое воспитание технология собрание Вебинары 7 класс геометрия проверочные работы информационная культура конкурс конкурсы

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?