Главная  / Статьи из облака тэгов / Литературное чтение

Литературное чтение

Автор: Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Версия для печати


Концепция курса "Литературное чтение" (система Л.В. Занкова). Авторы курса - В.Ю. Свиридова и Н.А. Чуракова

 

       Литературное чтение как один из предметов художественного цикла направлено на гуманитарное развитие личности и в частности на развитие эстетического сознания. Поэтому литературное чтение обладает большими возможностями для общего развития школьников.
       Стратегическая цель курса литературы - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
       Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, ЧТО читать, ориентируется в огромном мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке писателей и поэтов), знает и КАК читать (обладает умением адекватно понять произведение).
       Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу.
       Литературное чтение - интегрированный курс. Во 2-4 классах на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку, учатся ориентироваться в мире КУЛЬТУРЫ.
       Литература - ИСКУССТВО слова. Специфику художественного слова дети начинают постигать с первых уроков, сравнивая научный и художественный текст, фольклорный текст и авторское произведение, рассматривая жанровые отличия рассказа, сказки, стихотворения.
       Эти три жанра: рассказ, сказка и стихотворение - наиболее понятны и близки ученику начальных классов, именно эти жанры оказываются в центре внимания детей в процессе изучения литературы в 1-4 классах. Работая с рассказами писателей-классиков, современных мастеров, ученик откроет законы, особенности этого жанра. Изучая сказку, дети узнают многое о корнях этого жанра фольклора, о типах сказок, о ее законах. Чтобы проделать этот путь, ученик становится исследователем: он отправляется в далекое прошлое к древнему предку, узнает о том, как древний человек объяснял и понимал окружающий мир. На следующем этапе, исследуя сказку, ребенок обнаружит в ней отголоски древних обычаев и верований. Курс литературного чтения научит маленького читателя любить и понимать поэтическое слово. Самые разные пласты поэзии - от детских стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова до серьезной взрослой классической и современной поэзии найдет ученик на страницах учебников. Читатель откроет особый чуткий взгляд поэта на мир, научится любоваться и восхищаться красотой поэтического слова, сочувствовать и сопереживать.
       Отбор литературного материала подчиняется той задаче, которую должна выполнять начальная школа, - задаче вывести младшего школьника в мир разнообразных литературных текстов (особенно текстов относительно большого объема). Учить читать тексты, удерживая всю систему связей и поддерживая интерес к развитию авторской мысли и сюжетных событий, - одна из главных задач учебников. Анализ текста должен поддерживать эмоциональное отношение к прочитанному, «открыть» ребенку радость проникновения в глубинный смысл произведения, «заразить» интересом к чтению.
       Активную роль в учебниках играет «Картинная галерея», включающая цветные репродукции живописных работ русских и европейских мастеров, иллюстраций из рукописных книг, скульптур. Она каждый раз позволяет обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства.
       На протяжении четырех лет ведется работа с «Лентой времени». «Лента времени» - это образ направленного потока времени. Помещая имена поэтов и писателей на ленту, ученик получает начальные представления о течении литературного процесса, представляет удаленность событий.
       В учебниках вводятся рубрики «Историческая справка», «Консультант», содержание которых помогает детям разобраться в незнакомых и сложных для них понятиях.
Все вместе это создает тот необходимый социокультурный контекст, который прописывает литературное произведение в конкретно-историческом времени, делает его восприятие объемным. Таким образом, задачами начального курса литературы являются:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
       Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников и имеет продолжение в среднем звене.
Учебно-методический комплект по курсу включает:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 кл.
- Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению.
- Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. (Автор-составитель В.Ю. Свиридова)
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 кл. в 2 частях
- Свиридова В.Ю. Чуракова Н.А., Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Литература. Учебник-хрестоматия для 5 кл.
в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Рабочая тетрадь по литературе для 5 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 1 класс»
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 2 класс.
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс».
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику ««Литературное чтение. 4 класс» в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Метод. комментарий к учебнику «Литература. 5 кл.»
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение. 1 класс».
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение. 4 класс».
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. Методика.

Версия для печати

Интернет-магазин

Вебинары, курсы

Конкурсы

Система оценки качества образования

Финансовая грамотность

Искусство рисовать

Обмен опытом

Практика работы

Мультимедиа

Облако тэгов

4 класс обучение грамоте вебинар 5класс изобразительное искусство 3 класс Проверь себя исследовательское обучение мониторинг русский язык универсальные учебные действия что я знаю Контрольные тестовые работы Календарно-тематическое планирование школьный старт этика тесты начальные классы химия история конкурс элементы содержания проверочные работы информатика проектные задачи сценарий обмен опытом литература метапредметные результаты метапредметные действия конкурсы ДНК Вебинары внеурочная деятельность толерантность 50 шагов к успеху мультимедиа основы системы КЭС 11 класс экономика диагностика планирование обществознание ОГЭ преемственность электронные учебники патриотическое воспитание КТП 5 класс семинары музыка КИМ программа 6 класс технология УУД окружающий мир что я умею ВСОКО курсы марафон 2 класс Новости образования геометрия контрольная работа информационная культура экология видео литературное чтение УМК проектная деятельность 7 класс финансовая грамотность собрание 9 класс физкультура английский язык 1 класс МСОКО ВПР математика ИЗО компетентностное обучение конференции

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?