Главная  / Статьи из облака тэгов / Литературное чтение

Литературное чтение

Автор: Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Версия для печати


Концепция курса "Литературное чтение" (система Л.В. Занкова). Авторы курса - В.Ю. Свиридова и Н.А. Чуракова

 

       Литературное чтение как один из предметов художественного цикла направлено на гуманитарное развитие личности и в частности на развитие эстетического сознания. Поэтому литературное чтение обладает большими возможностями для общего развития школьников.
       Стратегическая цель курса литературы - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
       Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, ЧТО читать, ориентируется в огромном мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке писателей и поэтов), знает и КАК читать (обладает умением адекватно понять произведение).
       Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу.
       Литературное чтение - интегрированный курс. Во 2-4 классах на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку, учатся ориентироваться в мире КУЛЬТУРЫ.
       Литература - ИСКУССТВО слова. Специфику художественного слова дети начинают постигать с первых уроков, сравнивая научный и художественный текст, фольклорный текст и авторское произведение, рассматривая жанровые отличия рассказа, сказки, стихотворения.
       Эти три жанра: рассказ, сказка и стихотворение - наиболее понятны и близки ученику начальных классов, именно эти жанры оказываются в центре внимания детей в процессе изучения литературы в 1-4 классах. Работая с рассказами писателей-классиков, современных мастеров, ученик откроет законы, особенности этого жанра. Изучая сказку, дети узнают многое о корнях этого жанра фольклора, о типах сказок, о ее законах. Чтобы проделать этот путь, ученик становится исследователем: он отправляется в далекое прошлое к древнему предку, узнает о том, как древний человек объяснял и понимал окружающий мир. На следующем этапе, исследуя сказку, ребенок обнаружит в ней отголоски древних обычаев и верований. Курс литературного чтения научит маленького читателя любить и понимать поэтическое слово. Самые разные пласты поэзии - от детских стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова до серьезной взрослой классической и современной поэзии найдет ученик на страницах учебников. Читатель откроет особый чуткий взгляд поэта на мир, научится любоваться и восхищаться красотой поэтического слова, сочувствовать и сопереживать.
       Отбор литературного материала подчиняется той задаче, которую должна выполнять начальная школа, - задаче вывести младшего школьника в мир разнообразных литературных текстов (особенно текстов относительно большого объема). Учить читать тексты, удерживая всю систему связей и поддерживая интерес к развитию авторской мысли и сюжетных событий, - одна из главных задач учебников. Анализ текста должен поддерживать эмоциональное отношение к прочитанному, «открыть» ребенку радость проникновения в глубинный смысл произведения, «заразить» интересом к чтению.
       Активную роль в учебниках играет «Картинная галерея», включающая цветные репродукции живописных работ русских и европейских мастеров, иллюстраций из рукописных книг, скульптур. Она каждый раз позволяет обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства.
       На протяжении четырех лет ведется работа с «Лентой времени». «Лента времени» - это образ направленного потока времени. Помещая имена поэтов и писателей на ленту, ученик получает начальные представления о течении литературного процесса, представляет удаленность событий.
       В учебниках вводятся рубрики «Историческая справка», «Консультант», содержание которых помогает детям разобраться в незнакомых и сложных для них понятиях.
Все вместе это создает тот необходимый социокультурный контекст, который прописывает литературное произведение в конкретно-историческом времени, делает его восприятие объемным. Таким образом, задачами начального курса литературы являются:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
       Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников и имеет продолжение в среднем звене.
Учебно-методический комплект по курсу включает:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 кл.
- Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению.
- Хрестоматия по литературному чтению. 1 кл. (Автор-составитель В.Ю. Свиридова)
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 кл. в 2 частях
- Свиридова В.Ю. Чуракова Н.А., Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Литература. Учебник-хрестоматия для 5 кл.
в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Рабочая тетрадь по литературе для 5 кл. в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 1 класс»
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 2 класс.
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс».
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику ««Литературное чтение. 4 класс» в 2 частях.
- Свиридова В.Ю. Метод. комментарий к учебнику «Литература. 5 кл.»
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение. 1 класс».
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение. 4 класс».
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. Методика.

Версия для печати

Интернет-магазин

Вебинары, курсы

Конкурсы

Система оценки качества образования

Финансовая грамотность

Искусство рисовать

Обмен опытом

Практика работы

Мультимедиа

Облако тэгов

обществознание геометрия математика компетентностное обучение КТП проектная деятельность Новости образования 5 класс химия что я знаю патриотическое воспитание видео собрание электронные учебники УУД контрольная работа диагностика конференции литература информационная культура русский язык метапредметные результаты ИЗО музыка марафон 5класс технология элементы содержания 7 класс КИМ проектные задачи 6 класс 11 класс сценарий Календарно-тематическое планирование вебинар обучение грамоте тесты история семинары исследовательское обучение Проверь себя внеурочная деятельность изобразительное искусство 1 класс преемственность этика основы системы обмен опытом 4 класс экология метапредметные действия конкурс курсы МСОКО финансовая грамотность КЭС проверочные работы Контрольные тестовые работы Вебинары ОГЭ ДНК начальные классы 2 класс физкультура информатика конкурсы программа ВСОКО ВПР толерантность 9 класс мультимедиа универсальные учебные действия школьный старт 50 шагов к успеху английский язык литературное чтение планирование мониторинг экономика что я умею 3 класс УМК окружающий мир

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?