Главная  / Статьи из облака тэгов / О комплекте учебников по системе Л.В. Занкова

О комплекте учебников по системе Л.В. Занкова

Автор: Нечаева Н. В.Версия для печати


Комплект разработан коллективом авторов, который обладает большим опытом в создании учебных книг, соответствующих основным направлениям модернизации российского образования, Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального и общего образования и нового Базисного учебного плана.
Почти 50 лет назад академик Леонид Владимирович Занков выдвинул новую образовательную цель - достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Речь шла не только о развитии интеллекта, не только о формировании учебной деятельности, но о целостном развитии ребенка - его ума, воли, чувств, нравственных представлений при сохранении его здоровья. Организация жизнедеятельности ребенка в школе как самостоятельного творческого процесса, в котором в единстве развиваются его интеллектуальные, волевые и эмоциональные, нравственные качества, всегда выделяло систему общего развития школьника среди других направлений исследований в педагогике.
В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, полностью соответствует государственной политике в области образования, которая предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностно-ориентированного развивающего обучения. Сравните: у Л.В. Занкова «общее развитие каждого ребенка». Подчеркиваем: каждого ребенка. По этой причине в занковские классы не отбираются «особые» дети, по этой же причине в системе нет главных и неглавных учебных предметов. Таким образом, в России есть проверенная временем, целостная педагогическая система, соответствующая современным требованиям и запросам модернизации образования. Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их. Особый протест вызывал у Леонида Владимировича термин «формирование личности». По его мнению, это предполагает какие-то насильственные действия, в результате которых образуются не личности, а отвечающие техническому стандарту формы.
Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка: задача обучения - представить школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания; дидактические принципы системы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого; типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников.
Выполнение задач построения новой школы, как и достижение цели системы общего развития, требует знания особенностей каждого школьника и ориентации внешнего воздействия (системы обучения) на наиболее полную реализацию его способностей.
Новизна четвертого поколения учебно-методического комплекта, разработанного в системе Л.В. Занкова, определяется продвижением авторов в разрешении основного решаемого ими психолого-педагогического противоречия: согласования ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, т.е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Обучение строится с учетом знаний о ребенке, накопленных педагогикой, психологией, нейропсихологией, физиологией, дефектологией, социологией, что позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, не навредив его здоровью. Поэтому развитие системы на современном этапе и в будущем связано, с одной стороны, со все более глубоким познанием особенностей обучающихся педагогами и специалистами смежных наук, а с другой - с разработанностью философской мысли, общепедагогических, дидактических проблем современного образования.
Каждый из учебно-методических комплектов по учебным предметам сочетает в единстве признаки дидактической системы и частной методики. Являясь частью образовательной системы, каждый учебный курс несет в себе ее характерные черты. Сохраняя свою специфику, он своими средствами способствует общему развитию каждого ребенка. Для достижения единства дидактики и методики Л.В. Занков открыл для педагогической науки понятия «единая методическая система» и «ее типические свойства»: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Методическая система, охватывая все учебные предметы, является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, развитие коммуникативных способностей, навыков самообразования, формирование общеучебных умений и пр.
Раскроем общие для всех комплектов подходы к решению проблем, наиболее актуальных для современной педагогики.
1. Содержание обучения строится с учетом трех факторов: цель - оптимальное общее развитие каждого школьника; возрастные и индивидуальные особенности обучаемых; образовательные государственные нормы. Последний фактор гарантирует ученикам занковских классов безболезненный переход в любой другой класс или школу на любом этапе обучения.
Материальной основой общего развития является богатое содержание, представляющее не отдельные факты и явления, а их существенные, взаимообусловленные связи. Поэтому содержание учебных курсов разработано на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции, что соответствует такой возрастной особенности младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления.
Интегрированным является курс «Окружающий мир», в котором активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Сами за себя говорят названия курсов по технологии: «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Художественный труд». «Литературное чтение», «Музыка» органично сочетают работу с литературой, музыкой и изобразительным искусством. На основе широкой внутрипредметной интеграции (системы языка, речевой деятельности, истории языка) построен курс русского языка. На такой же интеграции построен курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики.
Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Залогом этого служит разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. Постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление. Это значит, что каждый элемент знаний будет усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого.
«Повторение пройденного» в таком случае органично включается в изучение нового материала, обеспечивая постоянность этого повторения и быстрый темп прохождения учебного материала. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого его осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему.
По этой же причине во многих программах в рубрике «Требования к уровню подготовки обучающихся» выделено содержание, которое усваивается ими на уровне ознакомления. Такое содержание необходимо как фон, позволяющий глубже и ярче представить основное программное содержание. В следующем учебном году это уже знакомое содержание становится основным, оно также осмысливается на фоне содержания, необязательного для данного года обучения, но необходимого в будущем. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени в разнообразных связях и функциях, что в результате приводит к прочности усвоения материала.
2. Организация поисковой самостоятельной деятельности обеспечивается заложенными в содержание и в методический аппарат коллизиями (противоречиями, проблемами).
Содержание структурируется таким образом, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение (дидактический принцип высокого уровня трудности с соблюдением меры трудности). «Трудность» рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого школьника: от намекающей помощи до прямой. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Такую эмоцию вызывают коллизии. Они возникают, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой информации (ее избытком) или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В учебниках эти ситуации реализованы в конкретных учебных заданиях и ситуациях. На фрагменте урока по математике (автор учебника И.И. Аргинская и др.) покажем, как проходила работа в конце 1 класса. Обращаем особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.

 

Учитель: Найдите «лишний» рисунок.
(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунках можно судить по ответам детей.)
Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: «Лишним» можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок: на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.
Дальше наступила достаточно длительная пауза. Возгласы детей: «Все, больше нет ничего», «Неужели еще есть «лишнее»?» Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.
Ученик 5: Третий рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура!», «Вот это да!»
Дети: А может быть, еще есть «лишнее»?
Еще рассматривают, других вариантов не находят.

 

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический.

Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитываются воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.
Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни, так как невозможно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей. Абсурдно выражение «облегченная система Занкова». Два риторических вопроса помогут пояснить эту мысль: Можно ли облегченно развивать?! Каков может быть результат облегченной жизни в школе?!
Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга, отсутствие ненужных «карательных» мер - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.
Гибкость, подвижность методики - неотъемлемая черта развивающего обучения. Сейчас, когда провозглашена модернизация школы в направлении развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, следует отойти от стандартизированных способов обучения, которые могут выражаться в алгоритмичной жесткости методики и, на первый взгляд, безобидных памятках. Роль союза автора учебного курса, учителей и родителей мы видим в изучении особенностей обучающихся и в создании условий для их развития, что связано с предоставлением максимального разнообразия в содержании образования и методических условиях работы с ним.
3. Развитие коммуникативных способностей осуществляется в ходе реализации единой системы развития устной и письменной речи. Об определяющем жизненном значении этой стороны развития детей разработчики системы говорили уже в 50-е годы.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому в системе особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе. Этому служит прежде всего организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Примером интеллигентного общения является учитель.
Единая система работы с текстом распространяется не только на русский язык и литературное чтение, но и на курсы: окружающий мир, технология, музыка, математика. Она реализована в программах и в системе заданий к текстам. Именно в нашей системе стали правилом поиск учениками дополнительной информации, работа в библиотеке, систематическое обращение к дополнительной, справочной литературе, написание сочинений, докладов по всем учебным предметам. В занковских классах дети уже в начальной школе получают первый опыт письменного изложения своего мнения, учатся понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы с текстами, в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. Тексты такого содержания присутствуют в учебниках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, экономики, истории.
4. Формирование общеучебных умений. Только в нашей системе обучения номенклатура общеучебных умений определена в соответствии с их необходимостью для осуществления учебной деятельности: наблюдение, слушание, чтение – информационно-ориентировочные умения; классификация и обобщение - операционально-исполнительские умения; самопроверка и самоконтроль - контрольно-коррекционные умения. Этот подход позволил выделить действительно необходимые и достаточные для выполнения учебной деятельности общеучебные умения и не просто их назвать, а точно определить место и объем их функционирования при выполнении любой учебной задачи.
Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль. В рабочих тетрадях комплекта заложена оригинальная и очень простая для ученика и учителя система развития у детей адекватной самооценки.
5. Безотметочное обучение является обязательным условием развивающего обучения. При организации процесса обучения как развивающего отметка становится его тормозом: она разрушает творческую атмосферу, мешает взаимопониманию, взаимоподдержке. И разработчики системы общего развития школьника были первыми, кто еще в 50-е годы отказался от поурочного балла, от текущих отметок. Теперь всеми признано, что необходим многомерный учет качественного результата процесса обучения. Методика изучения результативности образовательного процесса, сложившаяся в системе общего развития, охватывает всех его участников (школьника, учителя, родителей), все этапы обучения (особое внимание уделяется адаптационным периодам в первом и пятом классах), раскрывает разные стороны жизнедеятельности школьника (учебную и внеучебную).
Авторами комплектов разработаны формы учета текущей и итоговой успешности продвижения ребенка в развитии и усвоении программного материала. В них фиксируется в качественных (а не количественных) показателях достижения каждого ученика. Изучение результативности обучения обнаруживает зоны нашего (взрослых) незнания ребенка. Сотрудники Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова ищут эти знания, совершенствуя пути реализации педагогических основ системы. Ради того, чтобы каждый ребенок прожил в школе успешную содержательную жизнь.

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника - объективно не может себя исчерпать, как не может быть исчерпывающим любое знание о человеке, о его индивидуальных особенностях.
Внедрение педагогической системы Л.В. Занкова в практику обеспечивает качественное изменение образовательного пространства, перестройку педагогического мышления и создает благоприятную среду для решения задач модернизации российского образования.
В настоящее время для российских школьников-занковцев изданы учебники нового (четвертого) поколения по всем предметам для четырехлетней начальной школы и комплекты для 5-6 классов (адаптационный период). Учебники для основного звена школы являются победителями конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
Учебники и учебно-методические пособия полностью соответствуют современным образовательным стандартам, санитарным нормативам и правилам издания. Все учебники прошли в 2007 году экспертизу в Федеральном совете по учебникам и находятся в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений на 2008/2009 учебный год.

Версия для печати

Интернет-магазин

Вебинары, курсы

Конкурсы

Система оценки качества образования

Финансовая грамотность

Искусство рисовать

Обмен опытом

Практика работы

Мультимедиа

Облако тэгов

7 класс Вебинары технология ОГЭ конкурс обмен опытом курсы проверочные работы математика УМК экономика обучение грамоте основы системы информатика экология история ДНК 50 шагов к успеху исследовательское обучение 11 класс конкурсы вебинар что я умею мультимедиа КЭС УУД семинары ВПР литературное чтение собрание ИЗО что я знаю изобразительное искусство английский язык универсальные учебные действия конференции геометрия преемственность 1 класс музыка компетентностное обучение информационная культура проектная деятельность тесты окружающий мир патриотическое воспитание мониторинг 6 класс русский язык сценарий финансовая грамотность обществознание метапредметные результаты ВСОКО марафон 9 класс Проверь себя проектные задачи внеурочная деятельность 3 класс 4 класс литература 5 класс МСОКО 2 класс видео диагностика контрольная работа толерантность начальные классы химия КИМ планирование электронные учебники школьный старт Контрольные тестовые работы этика физкультура Новости образования программа

Присоединяйтесь

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?