Главная  /  О системе  / Теория / Методическая система начального обучения

Методическая система начального обучения

Автор: Нечаева Н. В.


    Л.В. Занков не успел закончить целостного описания методической системы обучения. Но сохранились его публикации, в которых раскрыты те или иные ее черты. Данная статья составлена Н.В. Нечаевой из следующих материалов Л.В. Занкова: доклад в Президиуме АПН СССР 7 мая 1974 г. "О методической системе начального обучения"; монография "Обучение и развитие" 1975 г.; статьями мысль должна работать" "Правда" N 232 от 20.08.1977 г.; статья "Некоторые вопросы теории учебника для начальных классов" в книге "Проблемы школьного учебника" вып. 6 1978 г. Использованы также ранее не публиковавшиеся записи составителя статьи, сделанные во время работы с Л.В. Занковым.

     Л.В. Занков первый поставил вопрос о соотношении дидактики и предметной методики. "Вся дидактика,- говорил он, - без методики повисает в воздухе. Дидактические принципы создают возможность определенного построения обучения, но практически оно существует только в методической системе и в предметной методике. Целостность реального учебного процесса обеспечивается не суммированием частных предметных методик, а благодаря тому, что обучение осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими педагогическими свойствами".
     Осознание того общего, что несет методика каждого учебного предмета, разработанного с позиций общего развития учащихся, чрезвычайно актуально в настоящее время, когда в школу хлынул поток учебных и методических пособий, разработанных отдельными авторами по отдельным учебным предметам, а иногда и по отдельным разделам учебного предмета. При отсутствии у авторов этих пособий общих научных позиций и при отсутствии у учителей критериев, по которым можно судить о совместимости отдельных разработок, возникает реальная опасность создания для ребенка конфликтной педагогической ситуации. Так положительное явление в педагогике - широкий рынок учебной литературы - может повернуться своей отрицательной стороной. Типические свойства методической системы, названные Л.В. Занковым, приобретают в связи с создавшейся ситуацией особую значимость в качестве всеобщего методического ориентира для авторов разработок и для учителей.
     Термин "методика обучения" фигурирует и для свода правил-, указаний, от- носящихся к практике преподавания того или иного учебного предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношении с общими закономерностями обучения. Так или иначе, характерным для методики признается то, что ее объектом является учебный предмет (русский язык, биология и т.д.).
     Экспериментальная методика обучения на первом этапе эксперимента возникала изо дня в день в практической работе учительницы экспериментального класса. Характер учебных материалов, заданий, упражнений, методические пути и приемы определялись в процессе еженедельного планирования и анализа, сделанного за истекшую неделю".
     Существенную роль играли записи уроков, протоколы индивидуальных бесед с детьми, их письменных и других работ. Мы отправлялись от действующих тогда в массовой практике учебников и методических руководств; вместо непригодных заданий, упражнений, приемов традиционной методики создавали новые, соответствующие руководящей идее эксперимента. Так происходило формирование методики на всем протяжении начального обучения.
     Теоретическое обобщение упомянутой работы в свете руководящей идеи и гипотезы исследования приводило к постепенной кристаллизации новых дидактических принципов. Значит, движение дидактики и методики шло во взаимосвязи, причем дидактика складывалась на почве методики. Здесь происходило нечто обратное тому соотношению, которое стало привычным, когда исходят из готовых принципов и "прилагают" их к разработке методики каждого данного учебного предмета. Отсутствует существенная внутренняя связь между дидактическими принципами и приемами предметных методик. Дидактические принципы считаются основой лишь в смысле формальных требований, которые предъявляются к методике изучения данного учебного предмета.
     Что касается экспериментальной дидактической системы, то по ходу эксперимента происходил неуклонный прогресс методики обучения, являвшийся элементом содержательного взаимодействия между разными уровнями системы. Движение новой дидактической системы в целом и ее частей привело к более четкой кристаллизации типических черт методики обучения по разным предметам, к теоретическому осмыслению этих черт. Стало возможным построение методической системы начального обучения, конкретизирующей гипотезу нашего дальнейшего исследования.
     Мы мыслим методическую систему как единое целое, обнимающее все предметы и характеризующееся определенным педагогическим содержанием. В результате создания такой методической системы возможно конструирование единой системы учебников и единой направленности процесса обучения. Согласно нашей гипотезе методическая система обладает следующими типическими педагогическими свойствами. Это - многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность.
     Многогранность заключается в том, что способам обучения присущи разнородные функции. Задача обучения - это не только овладение знаниями и навыками, но и воспитание, и общее развитие школьников. Благодаря многогранности в сферу учения вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления и другие стороны личности. Их глубоким корнем являются духовные потребности. Особое место занимает потребность в познании... Для нашего подхода к методике в высшей степени характерно преодоление одностороннего интеллектуализ1) С 1957 по 1960 год местом работы возглавляемой Л.В. Занковым лаборатории обучения и воспитания был класс учительницы Н.В. Кузнецовой 172 школы Москвы.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?