Главная  /  О системе  / Теория / Занковский урок. Какой он?

Занковский урок. Какой он?

Автор: Нечаева Н. В.


       В нашей системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, между учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов. На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия  для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.  Так каков же урок в занковской системе?
       Каждый урок в системе Л.В. Занкова прежде всего нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность). Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
- в его содержании,
- построении процесса учения,
- в характере отношений.


       Коротко поясним сказанное.

       Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между уже изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
- степень новизны в содержании каждого задания;
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, т. е. темой любого раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним знания и противоположные, для того чтобы новое нашло свое место в системе знаний.

       Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые он предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Он старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей.
Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.

       Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Леонид Владимирович Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируя на ответы товарищей. Учитель же выступает в роли опытного проводника, ведущего через горы непростым путем, дающего возможность преодолевать препятствия, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания - скуке.
Безусловно, ни один урок как создание конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.
Это те позиции, которые, как нам кажется, воспримут многие учителя. Учителю, начинающему работать по системе общего развития Л.В. Занкова, труднее всего бывает преодолеть привычку решать за детей все проблемы. Учителя спешат с подсказывающим конкретным вопросом, торопятся вызвать сильного ученика, сделать обобщение за класс.

Предлагаем вам несколько типов заданий, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений, заставляют их оперировать связями, а не отдельными фактами, решать коллизии. Проиллюстрируем это примерами  из учебников  по русскому языку для первого и второго классов. (Автор Н.В. Нечаева. Издание 2002, 2003.)

       Первый тип. Разноуровневый, многоаспектный анализ текста, предложения, слова (такой анализ обеспечивается единством в этих единицах речи смысла, грамматики, звуков букв).
Выучи считалочку. Каким по цели  высказывания является восклицательное  предложение?
Посчитайтесь.
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен,
Пусть росток выходит вон!
Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их  в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
Отметь число и, если можно, род.
Почему рифмуются слова "лён", "вон"?
В этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Надо ли пояснять, как это важно для становления ученика, когда на уроке по любому учебному предмету он постоянно должен переключаться с одного задания на другое, как это значимо для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, как это ценно для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос - ответил на другие в рамках одного задания. И какая это возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи.
Запиши стихотворение. Расставь ударение в словах-рифмах. Почему похоже произносятся разные буквы в словах: "перчатки" и "в порядке"?
Какое правило нужно знать, чтобы записать шутливый текст? Запиши его.
Ты знаешь приска_ки? И ска_ки знаешь? А ска_ывать ты их умеешь? Без подска_ки? Тогда ты замечательный ска_очник или замечательная ска_очница.
Прочитай предложения в любом другом порядке. Что получилось с текстом? Выдели корень в однокоренных словах. К каким частям речи они относятся?
Предлагаем вам еще задание, которое показывает, как в одном задании сочетаются проблемность и вариантность решения. 
Напишите, что они делают:
"Мы ед_м и ед_м."
(Здесь можно записать четыре предложения.)
Такая система вопросов типична для учебника: раскрытие общего смысла текста, исследование, какие средства языка помогают его выразить. Следовать они могут в разном порядке. Работа на уровне смысла и на уровне разных разделов языка создает условия для включения в познавательную деятельность детей, различные способы работы с информацией. Несложно сделать вывод, какие знания и умения общеучебного и предметного характера актуализируются при выполнении приведенных заданий.
Подобные задания учат детей рассматривать одно и то же явление с разных  точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Разносторонность анализа, кроме того, обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников и формируется прочность усвоения программного материала.
Остальные типы заданий лишь назовем, давая краткие пояснения. Более подробно обо всех типах заданий мы расскажем в следующих публикациях.

       Второй типЗадания с недостающими данными (это может быть составление слов из одних букв согласных или гласных; составление предложений с пропуском обязательного члена; в формулировке правила упускается какой-то существенный признак; в тексте пропускается предложение, необходимое по смыслу; неполный план и прочее).

       Третий тип. Задания с избыточными данными (этот прием можно использовать, давая определение понятия, правило в виде популярного текста, избыточный план, "лишнее" слово или предложение и прочее).

       Четвертый типИсследование противоречия между общим и частным: например, "И" показатель мягкости, но НОЖИ; определение формы единственного числа существительного ОЧКИ, склонения разносклоняемых существительных и прочее.

       Пятый типИсследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием (например, все соотносимые части речи, выражение членов предложения разными частями речи; сравнение правил правописания -о, -ё после шипящих с правописанием гласных и, а, у после шипящих и с проверкой проверяемого безударного гласного в корне; сравнение проверяемых и непроверяемых правописаний и прочее).

 

       Таким образом, в заданиях предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что является решающим для создания ситуации успеха каждого ученика. При выполнении заданий дети могут опереться на графический материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов, выполнить задание по своему выбору. Кроме названных, предусмотрены и другие меры помощи, все они имеют косвенный характер. В любом случае предполагается, что возникшую трудность ребенок преодолевает самостоятельно. Следует особо отметить, что только в ходе поисковой деятельности ребенок может достигнуть своего оптимального общего развития наиболее естественным путем.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?