Главная  /  О системе  / Теория / Изучение общего развития школьников

Изучение общего развития школьников

Автор: Занков Л. В.


      Понимание сущности развития психики ребенка и характера зависимости от обучения проделало сложный путь. Признание главной роли школы в совершенствовании природных данных мы находим еще у Коменского, а затем это признание в том или ином виде повторяется на протяжении трех веков. В то же время возрастная периодизация явилась элементарной формой констатации изменений, которые претерпевает психика растущего человека. Однако эти два положения очень долго были оторваны друг от друга. Не хватало и разработки возрастной периодизации, и конкретизации роли обучения в развитии ребенка, и изучения процесса развития.
     В дальнейшем соотношение обучения и развития стало предметом специального рассмотрения, и представители различных направлений в психологии дали свои варианты постановки и попыток решения этой проблемы.
     В противоположность идеалистическим и натуралистическим концепциям психики человека, в советской психологической науке было выдвинуто положение о ее социально-исторической обусловленности. Л.С.Выготскому принадлежит мысль о том, что основой исследования психологии человека должен стать исторический подход (1927 г.). " ...не внутри человека,- писал Выготский,- но вне его, в той социальной среде, к которой он принадлежит, ...следует искать прямой источник исторической эволюции поведения". Соответственно этой общей концепции и в результате проведенных им исследований Выготский отстаивал ту позицию, что развитие психики ребенка имеет социальную природу, что источником развития является сотрудничество и обучение.
     Сопоставление даже отдельных его положений - о том, что развитие психики ребенка имеет социальную природу, что обучение и развитие представляют собой сложное и противоречивое единство - свидетельствуют о том, что он шел в направлении диалектико-материалистического понимания сущности развития психики ребенка и проблемы обучения и развития.
     Некоторые идеи Выготского появились под прямым влиянием марксистско-ленинского учения о развитии. Так, построение учебного процесса на тех психических функциях, которые еще не созрели, как говорил Л.С.Выготский, оказывается в противоречии с наличной, уже развернувшейся стадией развития ребенка.
     Определяющее значение для исследования мышления и его развития имеет высказывание В.И. Ленина: "Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально мертвый акт, а сложный, раздвоенный зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения ...абстрактного понятия, идеи в фантазию (т 1е(21ег 1п8(ап2 = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее ("стол" вообще) есть известный кусочек фантазии".
     Приведя данное высказывание, Выготский писал; "Это указание на единство противоположностей и их раздвоение, на зигзагообразное развитие мышления и фантазии, ...открывает перед исследованием действительный путь изучения ...мышления".
     В процессе критического анализа концепции Пиаже Л.С. Выготский писал: "Там, где нет самодвижения, там нет места и для развития - в глубоком и истинном смысле этого смысла: там одно вытесняет другое, но не возникает из этого другого".
     Идеи Л.С. Выготского открыли широкий путь к углубленному исследованию развития психики ребенка, связи между обучением и развитием. Эти идеи нуждаются в раскрытии при посредстве экспериментальных исследований.
     Обратимся к положению проблемы обучения и развития в советской педагогической науке (после начала нашего эксперимента).
     В научно-педагогической литературе, за исключением работы Г.С. Костюка, содержанием которой является ряд важных аспектов соотношения, развития и воспитания, имеются либо простые упоминания об умственном развитии школьников в процессе обучения, либо указания на отдельные способы обучения, способствующие развитию учащихся. Так, Ш.И.Ганелин пишет: "Обучение представляет собой не только процесс приобретения знаний, но и умственного развития" (Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С.35). Отмечается значение методов и форм обучения, вызывающих живую, активную познавательную деятельность учащихся и требующих применения знаний в труде школьников.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?