Главная  /  О системе  / Теория / Об изучении эмоций школьников в процессе обучения

Об изучении эмоций школьников в процессе обучения

Автор: Занков Л. В.


       Процесс обучения, как и всякая деятельность, не только насыщен интеллектуальным содержанием, но в большей или меньшей степени затрагивает и эмоциональную сторону личности школьника. Невнимание к этой важной стороне, чрезмерная интеллектуализация процесса обучения обедняет его и наносит ущерб общему развитию личности.
     Созданная под руководством Л.В.Занкова дидактическая система, разрабатываемая на ее основе научно-педагогическая теория методической системы начального обучения по самой своей сути нацелена на то, чтобы способствовать максимальному раскрытию всех духовных сил ребенка, в том числе и более полному развитию его эмоциональной сферы, углублению и обогащению его чувств. Реализация в построении обучения основных педагогических свойств методической системы создает объективные условия для того, чтобы учение захватывало не только ум, но и чувства детей, что является предпосылкой становления глубоких духовных потребностей и прежде всего потребности в знаниях. В структуру мотивации учения при этом включается сильный положительный эмоциональный компонент.
     Возникновение в ходе учебной деятельности различного рода эмоциональных переживаний школьников, выражаемых с достаточной степенью интенсивности и постоянства, может служить одним из важных показателей действенности методической системы обучения.
     Для того, чтобы наметить некоторые линии подхода к изучению эмоциональных проявлений школьников в процессе обучения (что является самостоятельной очень важной и сложной проблемой), необходимо хотя бы совсем кратко охарактеризовать сам предмет изучения, т.е. напомнить некоторые общие положения об эмоциях и чувствах, которыми располагает психология.
     Эмоции (или чувства) относятся к особому роду сложных психических явлений, которые в наиболее общем виде определяются как переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает. "Эмоция" в переводе означает "волную", "потрясаю". В этом отражено отличительное, специфическое свойство эмоций как явления психической жизни. Понятие "эмоция" употребляется в литературе и в более широком смысле, как синоним понятия "чувство", и в более узком, обозначая только конкретную форму протекания живого психического процесса переживания чувств, при котором их признаки выступают особенно ясно. Чувство же чаще рассматривается как более устойчивое эмоциональное отношение, свойственное только человеку и имеющее в своей основе социально обусловленные потребности (но и чувства реально проявляются в психической жизни людей в виде разнообразных по силе, длительности и сложности эмоциональных переживаний).
     Эмоции, как и познавательные процессы, являются отражением реальной действительности, но в отличие от познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления), которые отражают объективно существующие предметы и явления в форме образов, представлений и понятий, эмоции и чувства отражают их не сами по себе, а в отношении к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они тесно связаны с моментом познания. Подчеркивая эту органическую связь, известный советский психолог С.Л.Рубинштейн отмечал; "Всякая реальная эмоция обычно включает в себя единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания" (С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1946, с. 496). Это - очень важное принципиальное положение, отвергающее представление об эмоциях человека, как реакциях сугубо инстинктивного характера.
     Многообразием отношений человека к окружающему его миру объясняется и бесконечное многообразие его эмоциональных переживаний. Поэтому трудно выделить отдельные виды эмоций, классифицировать их. По имеющимся в литературе данным, существует свыше 360 терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния, но единой общепринятой классификации не существует. Многие исследователи выделяют в качестве основных или первичных три вида эмоций: удовольствие (радость), гнев, страх, некоторые добавляют сюда еще печаль (или горе), считая все остальные - производными образованиями от этих основных видов, существующими в различных комбинациях и оттенках.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?