Главная  /  О системе  / Теория / Что такое толерантность и почему ее надо воспитывать

Что такое толерантность и почему ее надо воспитывать

Автор: Еремеева В. Д.


Часть 3.

Учитель и ребенок – на пути к пониманию

       Конфликты. Без них не обходится жизнь ни в одном классе. Можно сказать, что школьный класс – это среда, чреватая конфликтами. Определенные затруднения в работе с классом вызывает то, что мы имеем дело не с добровольным сообществом. В отличие от дружеских компаний, клубов по интересам, школьники не выбирают ни товарищей по учебе, ни учителей, – впрочем, так же, как и учитель чаще всего не выбирает
класс. Тем не менее нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд. Конфликты при этом почти неизбежны.
        Всем учителям, без сомнения, знакомы ситуации, описанные ниже.
        Маленький, на вид робкий мальчик постоянно срывается, начинает швырять в соседей различные предметы и в конце концов с ревом выбегает из класса.
        ...На уроке ученик постоянно мешает учителю. Он пытается показать себя, блеснуть «геройством» перед товарищами и учителем, встает с места, разгуливает по классу, самовольно берет с учительского стола демонстрационный материал. В то время как учитель читает вслух, перебивает его довольно агрессивными замечаниями, затевает словесную перепалку с товарищем. Раздается что-нибудь вроде: «Пошел ты...» и т.д. Ребенок то и дело провоцирует товарищей. После многократных увещеваний и замечаний учитель, в конце концов, вынужден вызвать родителей.
        ...После перемены учитель входит в класс и видит, что один ученик сидит на полу, держится за коленку и плачет, другой дерется с девочкой, третий вдруг без видимой причины отпускает оплеуху сидящему на полу товарищу. Большинство учеников к уроку готово, но в целом обстановка возбужденная.
        ...Девочке постоянно досаждает мальчик из параллельного класса: подстерегает ее во дворе после уроков, пристает к ней на улице и даже звонит ей домой. Девочка не решается
выходить из класса одна.
        Многим детям, главным образом мальчикам, ничего не стоит обидеть кого-нибудь, причинить боль. Чаще всего они не признают за собой вины, а если
и признают, то тут же находят всевозможные оправдания своему поведению: «Ну и что, что я пнул Наташку? Она первая толкнула меня! Пусть смотрит,
куда бежит!»
        Дети сталкиваются с насилием в различных формах. Они видят насилие как реальное, на экранах телевизоров, так и воображаемое – в мультипликационных фильмах и в компьютерных играх.
        В личном общении дома, на улице или в транспорте дети, становясь свидетелями или жертвами насилия, постепенно приходят к убеждению, что насилие – приемлемое, а главное, эффективное средство разрешения конфликтов. В итоге дети могут прийти к выводу: побеждает сильнейший. Тем самым они (и особенно мальчики) оказываются под гнетом страха в конфликтной ситуации ударить лицом в грязь, проявить слабость (не случайно пресловутая «агрессивность» характерна прежде всего для мальчиков).
         Увы, лозунг «побеждает сильнейший» актуален и в школе. Косвенным образом школа тоже благоприятствует проявлению насилия – например, тем, что давит на учащихся, принуждает их стремиться к более высокой успеваемости любой ценой, а также тем, что предъявляет к ним то слишком высокие, то слишком низкие требования.
        Кроме того, когда педагоги в силу разных причин (занятость, усталость, профессональное выгорание) не всегда пресекают проявления насилия в отношениях между детьми, они
тем самым как бы узаконивают подобный тип поведения.
        В последние пятнадцать лет было реализовано много проектов и опубликовано значительное количество книг и статей по теме школьного насилия и борьбы с ним. Большая часть изложенных в них концепций нашла широкий отклик в школах, в частности, метод посредничества в разрешении конфликтов.
        В предложенной концепции нет ничего принципиально нового. Новым является лишь систематическое претворение в жизнь уже известных истин с целью профилактики проявлений насилия в классе и формирования у детей сострадания, милосердия.
        Конфликты в школе выстраиваются, если так можно сказать, в двух направлениях: горизонтальном, внутри коллектива детей, и вертикальном, когда в конфликт оказываются втянуты в качестве враждующих сторон и дети, и педагоги. Поэтому мы рассмотрим конфликты между детьми и конфликты между учащимися и учителями отдельно.
        Конфликты между детьми
        Причина большей части конфликтов между школьниками заключается в общей раздражительности детей и их неспособности выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения.
        Большинство конфликтов между детьми чаще всего непродолжительны: они разгораются и гаснут в течение одной-трех минут, и во многих случаях для самих участников стычки остается неясным, что же стало причиной конфликта. Несмотря на кажущуюся мимолетность таких столкновений между детьми, не следует игнорировать их по принципу «успокоились – ну и ладно». Необходимо реагировать на эти вспышки агрессивности, разъясняя неприемлемость такого способа выяснения отношений. Однако случается, что и при более продолжительных конфликтах учителя принимают какие-либо меры, как правило, лишь тогда, когда опасаются, что дети могут причинить друг другу боль, или когда их поведение мешает вести урок.
        Конфликты возникают чаще всего тогда, когда:
        – кто-то без спросу берет чужие вещи;
        – кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
        – кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
        – кто-то к кому-то пристает;
        – кто-то кого-то дразнит.
        Реакция на эти действия может выразиться в ударах, царапании, шлепках, щипках, толчках, ябедничании, криках и т.п., она часто носит агрессивный характер и влечет за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии.
        Однако здесь агрессия возникает как ответная и зачастую спонтанная реакция на агрессию. А есть дети, которые вполне осознанно идут на конфликт, считают, что имеют право доставлять другим неприятности или даже наносить им телесные повреждения, если те «мешают» им или вторгаются на «их» территорию. Они обычно постоянно оказываются втянутыми в какие-либо конфликты и обращают на себя внимание своим агрессивным поведением. Перед такими детьми педагоги оказываются особенно беспомощными. Очень трудно обращаться к их разуму и пытаться пробудить в них чувство сострадания.
        В разрешении конфликтов мальчики склонны к более ярко выраженной, открытой телесной агрессивности, чем девочки. В их конфликтах чаще всего дело решает «кулачный закон»: физически сильные мальчики обладают большим влиянием, чем слабые, и, соответственно, чаще выступают в роли диктаторов, во всяком случае в пределах данной группы.
        Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Между ними, похоже, возникает меньше конфликтов, чем в среде мальчиков. Если у них порой и доходит дело до применения силы, то это чаще всего носит более «цивилизованный» характер. Агрессивность среди девочек часто проявляется косвенным образом, например, в форме бойкота, исключения из компании. К сожалению, учителя, реагируя чаще на внешнее проявление конфликта (драка, крики, слезы) не всегда обращают внимание на «тлеющие» конфликты в среде девочек, поскольку они на первый взгляд не мешают учебному процессу. Но стоит помнить, что такие проявления агрессивности не менее болезненны для того, против кого направлены, чем удары или пинки.
        В младшей школе в конфликтах между девочками и мальчиками последние, как правило, проявляют большую физическую активность. Их выпады часто принимают псевдосексуальный характер: мальчики, например, задирают девочкам юбки. Девочки обычно защищаются вербально или не защищаются вообще, порой теряются и робеют, столкнувшись с подобными проявлениями, даже будучи физически сильнее мальчиков.
        При урегулировании отношений между девочками и мальчиками учителю нужно останавливать свое внимание на обеих сторонах конфликта, сосредоточивая усилия не только на наказании «агрессора», но и на подчеркивании и поощрении положительного примера поведения в конфликте. Учителя, как правило, гораздо более интенсивно занимаются конфликтным поведением мальчиков, а выдержанного и терпимого поведения девочек часто не замечают, что значительно затрудняет работу по формированию толерантного поведения.
        Конфликты между учителями и учащимися
        Основной причиной конфликтов между педагогами и детьми является то, что указания, которые учитель дает учащимся, либо не выполняются вообще, либо выполняются недостаточно четко. Например, много хлопот доставляет учителям шум в классе во время урока. Педагоги тратят массу времени и энергии на то, чтобы поддержать порядок и спокойствие в классе, прибегая к разным средствам: многозначительное молчание, замечания, угрозы и пр.
        При этом мера терпимости учителей сугубо индивидуальна: кто-то взрывается и переходит к «карательным мерам» быстро, кто-то терпит, не желая идти на открытый конфликт. Не секрет, что и та, и другая тактика могут принести результаты: иногда дети могут сами успокоиться, иногда жесткий окрик или угроза могут восстановить дисциплину. Но ведь и агрессивное, и выжидательное поведение учителя в конфликтной ситуации
часто оказываются свидетельством бессилия!
        А проявлением настоящей педагогической зрелости является не замалчивание конфликта и не стремление разрешить его с помощью репрессивного поведения, а выстраивание диалога с детьми.
        Для педагога, который, с одной стороны, проводит четкие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готов на компромиссы и не боится диалога с детьми, конфликт не представляет особой опасности. Учитель должен своевременно позаботиться о том, чтобы построить и поддерживать такие отношения с детьми, а также между детьми.

       Стоит развеять миф о том, что отказ от насилия может пошатнуть авторитет педагога. Отказ от насилия не является пассивностью или слабостью. Это путь к конструктивным отношениям. Мы не призываем избегать конфликтов, мы советуем сознательно, конструктивно и творчески улаживать их.
       Воспитанию в детях терпимости к другому способствуют следующие условия:
       – создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личной ценности каждого индивидуума, независимо от его социального, культурного или семейного статуса, вероисповедания и расовой принадлежности, а также пола;
       – способность и желание довериться друг другу;
       – желание и способность критически мыслить и вместе стремиться к решению общей проблемы.
       В основе тактики ненасильственного разрешения конфликтов лежит тезис о том, что в каждом человеке есть положительное начало, которое нужно выявить. Ребенок с низкой или негативной самооценкой, не находящий дома внимания и ласки, часто ведет себя вызывающе. Причиной такого поведения может быть желание привлечь к себе внимание, поскольку и «отрицательное внимание» (например, замечания учителей) тоже является своего рода признанием. Этот тип поведения больше присущ мальчикам, в то время как девочки с низкой или негативной самооценкой чаще замыкаются в себе, отстраняются
от учебного процесса и жизни в классе, из-за чего нередко ускользают из поля зрения педагога. Ребенку с положительной самооценкой легче концентрировать свое внимание на учебе и успевать на уроках. Разумеется, школа не может полностью компенсировать все негативные явления в семье или социальной среде данного ребенка, однако помочь ребенку испытать ситуацию успешности и повысить его самооценку учитель может и должен: так как дети обладают разным интеллектом и по-разному одарены, необходимо выявлять сильные стороны каждого ребенка и заботиться о том, чтобы эти сильные стороны узнавали и признавали другие дети.
        Приведенные ниже анкеты1 служат цели проведения подробной «инвентаризации» конфликтов в данном классе. Быстрое прочтение вопросов едва ли принесет желаемый результат. Нужно, не жалея времени, прежде всего самому ответить (письменно) на приведенные вопросы. Затем эти вопросы обсуждаются с коллегами, работающими вместе с данным классом. Это позволяет эффективно обменяться впечатлениями и получить необходимую информацию о разных детских группах и отдельных учащихся, о своем поведении в конфликтных ситуациях, а также о поведении коллег в аналогичных случаях. От того,
кто отвечает на вопросы анкеты, потребуется известная степень искренности и честности, готовность к критике и самокритике. Этот процесс должен способствовать установлению доверительных отношений, но в то же время с самого начала предполагает определенный минимум взаимного доверия.
Конфликты между детьми
– Какова общая атмосфера в классе: преобладает ли дружелюбие, равнодушие или агрессивность?
– Какие конфликты между детьми наиболее характерны во время занятий и во время перемен? Как они разрешаются?
– Есть ли в классе дети, которые постоянно оказываются участниками конфликтов в качестве жертвы или зачинщика? Кто именно? Девочки или мальчики? Происходят ли конфликты на этнической почве? Можете ли вы объяснить, почему это происходит?
– Кто из детей мешает вам или своим товарищам во время уроков или на переменах? Кто этого не делает? Кто преобладает среди тех и других – девочки или мальчики? Можете ли вы это объяснить, почему они это делают?
– Есть ли в классе дети, совершенно неспособные защищаться в конфликтных ситуациях? Кто именно? Кто преобладает – мальчики, девочки или дети нерусского происхождения? В чем причина этой неспособности? Можете ли вы каким-то образом оказать им поддержку?
– Чье поведение в конфликтной ситуации можно охарактеризовать как положительное? (Кто не поддается на провокации товарищей?) Хвалите ли вы их в присутствии других детей?
– Из-за чего ссорятся девочки? Как они разрешают свои конфликты? В какой мере это влияет на учебный процесс и общую атмосферу в классе?
– Из-за чего ссорятся мальчики? Как они разрешают свои конфликты? В какой мере это влияет на учебный процесс и общую атмосферу в классе? Привлекает ли ссора между мальчиками больше или меньше внимания одноклассников, чем ссора между девочками?
– Из-за чего ссорятся мальчики с девочками? Кто из них чаще всего становится виновником раздора? Как они разрешают конфликты? В какой мере эти конфликты влияют на учебный процесс и общую атмосферу в классе?
– По-разному ли вы реагируете на конфликты между мальчиками и конфликты между девочками? Если да, то как именно? Есть ли какие-нибудь поступки или действия мальчиков или девочек, которые особенно нежелательны для вас? Как вы в таких случаях выходите из положения?
– Из-за чего ссорятся дети нерусского происхождения (девочки с девочками, мальчики с мальчиками и девочки с мальчиками)? Кто чаще всего становится виновником конфликта? Разрешается ли он так же, как и между русскими детьми? Если нет, то как именно? Выглядит ли ваше вмешательство иначе, чем при конфликтах между русскими детьми? В какой мере их конфликты влияют на учебный процесс и на общую атмосферу в классе?
– Из-за чего ссорятся дети нерусского происхождения с детьми русского происхождения (девочки с девочками, мальчики с мальчиками, девочки с мальчиками)? Кто чаще всего становится виновником ссоры? Отличаются ли способы их разрешения от способов разрешения конфликтов детей русского или нерусского происхождения между собой? Как выглядит ваше вмешательство в таких ситуациях? В какой мере такие ссоры влияют на учебный процесс и общую атмосферу в классе?
– На какие конфликты между детьми вы реагируете болезненно? Какие из них не вызывают у вас тревоги?
– Выработана ли у вас определенная тактика в отношении конфликтов между детьми (например, не обращать внимания или вмешиваться лишь в том случае, если кто-то получил травму)? Или вы реагируете спонтанно? В чем заключается ваша тактика? Вы довольны ею?
– Есть ли в классе дети, которые вам не очень нравятся? С чем связана эта неприязнь? Что вы делаете, когда эти дети оказываются вовлеченными в конфликт?
– Есть ли в классе дети, которым вы предположительно не нравитесь? Как бы вы могли объяснить эту неприязнь? Что вы делаете, когда эти дети оказываются вовлеченными в конфликт?
– Что бы вам хотелось изменить в поведении тех или иных детей? Как можно было бы попытаться сделать это? Кто мог бы вам оказать в этом поддержку?

Конфликты между детьми и учителями
– Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и классом (например, теплые, основанные на взаимопонимании, искренние, прохладные, враждебные; есть ли некоторая дистанция)?
– Умеете ли вы находить общий язык с детьми?
- Какие конфликты возникают между вами и детьми чаще всего? Какие бывают конфликты между вами и классом в целом, а какие между вами и отдельными детьми? Кто чаще всего становится причиной конфликта?
– Есть ли в классе дети, с которыми вы особенно часто вступаете в конфликт? Можете ли вы это объяснить?
– Из-за чего вы ссоритесь с девочками? Как выглядят эти ссоры? В какой мере они влияют на учебный процесс и общую атмосферу в классе, а также на отдельных детей?
– Из-за чего вы ссоритесь с мальчиками? Как выглядят эти ссоры? В какой мере они влияют на учебный процесс и общую атмосферу в классе, а также на отдельных детей? Длятся ли они дольше, чем конфликты с девочками?
– Существуют ли какие-либо принципиальные разногласия между вами и классом или между вами и отдельными детьми, которые вновь и вновь становятся источником конфликтов? В чем их суть?
– На какие ситуации, действия, слова вы реагируете агрессивно? В каких ситуациях занимаете выжидательную или нейтральную позицию? Достигаете ли вы желаемого результата?
– Как вы разрешаете конфликты между вами и детьми? Испытываете ли вы при этом дискомфорт?
– Что бы вам хотелось изменить в вашем поведении? Как бы вы могли приступить к этому? Кто мог бы вам при этом оказать поддержку?

Конфликты с коллегами, школьным руководством и с самим собой
– Какова общая атмосфера в педагогическом коллективе? Обсуждаются ли открыто проблемы (друг с другом, с детьми)? Если нет, то с чем это связано?
– С кем из коллег вы можете говорить о школьных проблемах? Находите ли вы у них поддержку? Есть ли коллеги, которые приходят к вам со своими проблемами?
– Какие конфликты у вас бывают с коллегами? Как вы их разрешаете (например, открыто высказываете свое мнение, обсуждаете их с другими коллегами)? Довольны ли вы этим?
– Есть ли у вас взаимопонимание со школьным руководством? Можете ли вы открыто обсуждать проблемы с начальством? Как реагируют на это коллеги и учащиеся?
– Каковы в целом отношения между учительским коллективом и руководством (например, равнодушные, враждебные; существует ли дистанция, можно ли говорить о сотрудничестве)? Как они влияют на общее настроение учителей?
– Если вы работаете вместе с группой учителей, то каковы отношения между членами этой группы (являетесь ли вы единомышленниками; каждый работает по своей собственной программе; нет взаимопонимания; кто-то один подчиняет своей воле остальных членов группы)? В какой мере это влияет на учеников? Можете ли вы открыто говорить о проблемах? Если нет, то в чем причина?

        Добиться, чтобы ребенок понял позицию той или иной личности или причину чьих-то необычных поступков и действий, можно в том случае, если каждый ребенок будет примерять на себя различные роли: ученик/ученица, дочь/сын, брат/сестра, мать/дочь, отец/сын.
        В классе следует подумать над тем, что означает «умение добиться своего» и как оно отличается от агрессивности или пассивности. Взрослым необходимо обучать детей отстаивать свою точку зрения, не причиняя вреда другим.
        Мальчики за своей демонстративной агрессивностью по отношению друг к другу и к девочкам нередко скрывают неуверенность в себе. Им необходим пример взрослого мужчины, в первую очередь, папы или педагога, чтобы научиться достигать своих целей без ущемления интересов других, так же, как и девочкам необходим пример взрослой женщины, мамы или учительницы.
        Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь это им придется реализовывать их, только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.
        В качестве модели ненасильственного разрешения конфликтов можно рассматривать работу с «историей двух осликов» (Дж. Валтер). Перед детьми надо положить набор картинок, предварительно закрыв последние две картинки, и попросить предположить, чем заканчивается эта история, обсудить все плюсы и минусы той или иной возможности и в итоге прийти к выводу, что ослики лишь в том случае могут решить свою проблему с одинаковой пользой для каждого, если проявят готовность к сотрудничеству.
        А затем нужно поговорить с детьми о том, что тот же принцип лежит в основе человеческих отношений. Трудность заключается в том, что конфликтующие стороны должны отказаться от немедленного
удовлетворения своих желаний и потребностей и ждать, пока не будет найдено общее решение. А это может произойти лишь в том случае, если они доверяют друг другу и не сомневаются в том, что другой видит не только свои желания и потребности, но и желания и потребности противоположной стороны.

1Анкеты составлены Т.А. Аристовой.

 

Часть 1

Часть 2

Часть 4

Журнал "Практика образования" №2/2010.

 

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?