Главная  /  О системе  / Теория / Память и мышление в учебной деятельности школьника

Память и мышление в учебной деятельности школьника

Автор: Занков Л. В.


       Сознательность усвоения школьниками знаний и навыков, прочность усвоения, умение применять полученные знания и навыки в жизненной практике - эти требования принадлежат к числу важнейших в дидактике. Когда предстоит реализовать их в методической системе учебного предмета, на уроке, неизбежно встают вопросы о соотношении памяти и мышления в процессе учения школьника. В данной статье эти вопросы будут освещены на материале начальных классов.
     Общеизвестно, что "патентованным" средством обеспечения прочности знаний считается многократное повторение изучаемого. Но повторение бывает разное, и его различные виды приносят различные результаты. Так, например, К.Д. Ушинский различал пассивное и активное повторение, причем отдавал решительное предпочтение второму. "Это активное повторение, - писал он, - гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память" ("Педагогические приложения анализа памяти"). Упомянутые способы повторения относятся к подготовке домашнего задания. Повторяя текст того или иного параграфа учебника, школьник может прочитать его один раз за другим (пассивное повторение). Но он может действовать иначе: прочитав текст два-три раза, пробует проговорить его. Те места, которые оказываются забытыми, ученик прочитывает повторно, а затем пытается припомнить дальнейшее. Это и есть, по определению К.Д. Ушинского, активное повторение.
     Но тут сразу же встает вопрос: всякое ли активное повторение дает значительный результат? Активное повторение приносит пользу тогда, когда школьник понимает содержание читаемого текста, осознает связи между мыслями, выраженными в них. Ведь школьник, закрывая книгу и пытаясь припомнить прочитанный текст, может очень слабо уяснить его содержание и старается запомнить слова, фразы, не вникая в их смысл. Это и есть настоящая зубрежка.
     Наблюдение за усвоением знаний школьниками приводит к выводу, что повторение приносит гораздо больший результат тогда, когда ученик понимает содержание материала, т.е. факты, связи между ними, причинно-следственные и другие зависимости. Такое запоминание называют осмысленным. Осмысленное запоминание представляет собой органическое соединение памяти и мышления.
     Положительная роль четкого понимания учебного материала для его сохранения в памяти имеет силу для любого способа повторения: она как бы должна быть вынесена за скобки. Однако есть и другие условия высокой эффективности повторения. Например, распределение повторений во времени. В психологических исследованиях была вскрыта зависимость прочности сохранения материала в памяти от распределения повторений. В частности, такое исследование провел И.И.Волков. Он изучал стихотворения двумя группами школьников. Школьники одной группы повторяли стихотворение без перерыва, вплоть до полного дословного изучения. У учеников, составляющих другую группу, повторения были распределены: в первый день стихотворения прочитывались дважды, через сутки - еще два раза и далее - по два раза в день до полного изучения. При распределении повторений оказалось достаточным в среднем 7 чтений, для того чтобы школьники могли вполне точно припомнить стихотворение, а ученикам повторявшим подряд, понадобилось 18 чтений.
     Разумеется, результат этого исследования не означает, что именно в таких формах надо распределять повторение любого материала. Одно дело - заучивание стихов, другое дело - запоминание текста, правил. Результат исследования имеет принципиальное значение: полезно распределять повторения непосредственно одно за другим. В частности при запоминании правил распределение повторений само напрашивается, поскольку школьники возвращаются к изученному правилу тогда, когда приходится его применять.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?